[<10>] ====== Толкования на Лк. 4:16 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать** У иудеев же господствовало неверное мнение о Спасителе нашем Иисусе Христе, что Он происходил из города или селения Назарет, хотя Божественное Писание ясно называет Его вифлеемлянином; //«и ты»//, сказано, //«Вифлееме доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? из тебе мне изыдет (Старейшина), еже быти в князя во Израили, и исходи Его из начала от дней века»// [[old:mih:05:02|(Мих. 5:2)]]. Он был только воспитан в Назарете, о чем в одном месте засвидетельствовал и Евангелист, сказав: **«и прииде в Назарет, идеже бе воспитан»** (Лк. 4:16). Но Он был не оттуда, но откуда – уже сказали мы, а вернее – засвидетельствовал глас пророка. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 16-21 **И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.** Господь пожелал явить Себя израильтянам, потому что и помазан был от Бога и Отца на то, чтобы спасти живущих в поднебесной. Чудно устрояет Он это. Прежде иных Он является жителям Назарета, с которыми был воспитан, чтобы и нас научить, что нужно благотворить прежде своим и научить их, а потом изливать человеколюбие и на прочих. Когда подали Ему книгу, Он ее разгнул и нашел не то, что случайно попалось, но чего Сам желал. Ибо не думай, будто Он открыл книгу и случайно нашлось то место, в котором написано о Нем; это случилось по Его желанию. Что же было написано?// "Дух Господень помазал Меня",// то есть посвятил Меня, поставил Меня на благовествование //"нищим//", то есть язычникам, которые, не имея ни закона, ни пророков, действительно были в большой нищете. //"Сокрушенные сердцем"// были, быть может, израильтяне, у которых сердце сначала было велико и высоко и было домом Божиим, а впоследствии, когда они стали служить идолам и грешить разным образом, сердце их сокрушилось и расстроилось, став вместо дома Божия вертепом разбойников. Итак, Господь пришел, чтобы и их исцелить, и дать //"пленным освобождение"// и //"слепым прозрение"//, язычникам и израильтянам. Ибо обе сии части были и пленными у сатаны, и слепыми. Можно разуметь это и о мертвых. Ибо и они, быв пленными, и сокрушенными, через Воскресение освободились из-под власти ада. - Проповедал //"лето Господне благоприятное"//. Что же это за лето благоприятное? Быть может, и будущий век, о котором Господь проповедал, говоря: //"и в тот день вы не спросите Меня ни о чем"// [[new:in:16:23|(Ин. 16, 23)]], и опять: //"наступает время, когда мертвые оживут"// [[new:in:05:25|(Ин. 5, 25)]]. Но приятное лето есть и время пришествия Господа во плоти. О нем Павел говорит: //"теперь время благоприятное, теперь день спасения"// [[new:2kor:06:02|(2 Кор. 6, 2)]]. Прочитав это, Он сказал: //"Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами"//, очевидно, указывая в Себе слушателям Того, о Котором это писано. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 16-17 **И прииде в Назарет, идеже бе воспитан: и вниде, по обычаю Своему, в день субботный в сонмище, и воста чести. И даша Ему книгу Исаии пророка: и разгнув книгу, обрете место, идеже бе написано** **Прииде** (пришел) **в Назарет, идеже бе воспитан**. Чит. в объясн. ([[new:lk:01:26|Лк. 1:26]] и [[new:lk:02:39|Лк. 2:39]]). **По обычаю** (обыкновению) **Своему**. Из сего видно, что **в день субботний в сонмище** (в синагогу) И. Христос, когда жил в Назарете, до вступления Своего в дело общественного служения спасению рода человеческого, как истый Израильтянин часто ходил для молитвы и чтения Слова Божия. Какой в этом пример для нас, Его учеников, – как можно чаще посещать храм Божий для молитвы и поучения в Слове Божием! Синагога, это – здание для религиозных собраний иудеев в городах и селениях. Для выражения веры в единство Божие, у Евреев храм был один в Иерусалиме. В синагогах собирались они по субботам и праздникам. При собраниях в синагогах читался закон, т. е. Пятокнижие Моисеево, и книги пророческие, – читалось определенное место из них. За чтением следовало объяснение прочитанного, т. е. произносилась речь по поводу чтения, – объяснение или речь произносил или начальник синагоги, или с его соизволения всякий желавший – и молитва. Касательно устройства синагоги должно заметить, что это была большею частью прямоугольная комната, и в ней кафедра или место для чтения закона. Книга закона хранилась тут же в особенном ковчеге. Против кафедры были устроены седалища для слушающих – особо для мужчин и особо для женщин. Книги тогдашнего времени имели вид свертков; это – длинные и узкие полосы или листы пергамента, исписанные с одной стороны и свивавшиеся в сверток внутрь исписанною стороною. Каждая книга составляла отдельный сверток или свиток. Иисус Христос пришел в Назарет и вошел в синагогу уже после посещения Им многих городов Галилеи, где проповедуя совершал Он много чудес [[new:mf:04:23|(Мф. 4:23)]]. О чудесах Его уже было слышано и в Назарете [[new:lk:04:23|(Лк. 4:23)]]. Но чудесам Христовым здесь не верили, или не давали такой важности, чтобы считать их деламн Мессии. Хотелось им самим что-нибудь чудесное видеть от Него, хотя впрочем и в таком случае они неспособны были принять Его, как приняли другие. В них слишком сильны были предубеждения, посеянные долговременным пребыванием И. Христа в Назарете, в убогом виде. В таком то расположении к Себе нашел сердца своих соотечественников Господь в то время, когда явившись в Назарет, вошел в синагогу их и начал учить. **Разгнув** (раскрыв) **книгу, обрете** (нашел) **место**. Неизвестно, было ли это место очередным чтением в тот день, или Господь нарочито избрал его для Своей речи. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать** //«Назарет»// (см. комментарии к [[new:mf:02:23|Мф.2:23]]). //«Был воспитан»// (см. [[new:lk:02:51|Лк.2:51]] и сл.). //«По обыкновению Своему»//. Во время Своей открытой деятельности Христос имел обыкновение по субботам посещать синагоги. Это замечание показывает, что описываемое дальше событие происходило в сравнительно поздний период Галилейской деятельности Христа («//обыкновение//» могло создаться в течение известного периода времени). //«Встал читать»//. Обыкновенно начальник синагоги предлагал кому-либо из известных ему лиц взять на себя чтение из Священного Писания для собравшихся в синагогу богомольцев, и тот, на приглашение начальника, вставал – прочие богомольцы сидели. Но Христос, встав Сам, выразил этим желание читать, и так как Он был достаточно известен начальнику синагоги как местный житель – о чудесах Его в Назарете евангелист Лука еще не сообщал, – то Ему и подали книгу или свиток. [<10>]