[<10>] ====== Толкования на Лк. 4:25 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле** См. Толкование на [[new:lk:04:22#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 4:22]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 25-27 **поистинне же глаголю вам: многи вдовицы беша во дни Илиины во Израили, егда заключися небо три лета и месяц шесть, яко бысть глад велик по всей земли: и ни ко единей их послан бысть Илиа, токмо в Сарепту Сидонскую к жене вдовице: и мнози прокажени беху при Елиссеи пророце во Израили: и ни един же от них очистися, токмо Нееман Сирианин** **Заключися** (было заключено) **небо три лета** (года) **и месяц шесть**. Это, по-видимому, не согласно с повествованием книги Царств [[old:3ts:18:start|(3Цар. гл. 18)]], где говорится, что пророк Илия возвратился к Ахаву из Сарепты на третий, а не на четвертый год, и скоро затем последовал дождь. Для объяснения этого разноречия нужно принять во внимание то, что до путешествия пророка в Сарепту, после откровения Божия ему о бездождии, он провел целый год при потоке Хораве ([[old:3ts:17:03|3Цар. 17:3]] и дал.). **В Сарепту Сидонскую**. Сарепта Сидонская, это было селение, принадлежавшее к округу города Сидона, в Финикийской земле, которая лежала на северо-западе от Палестины. (Чит. 3 Дар. 17 гл. 5 ст. и дал.) **Мнози прокажени беху** (были) и пр. Что за болезнь была проказа, о том чит. ниже в объясн. [[new:lk:05:12|(Лк. 5:12)]] **Нееман Сирианин**, это был военачальник в Сирийском царстве, лежавшем на северо-востоке от Палестины. (Чит. [[old:4ts:05:start|4Цар. гл. 5]]). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 25-27 **Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина** Сказав, что неприятие пророков их согражданами – общеизвестный факт, Христос теперь, чтобы объяснить Свое, бросившееся в глаза Его согражданам, некоторое предпочтение чужого города – Капернаума, указывает на то, что и в Ветхом Завете пророки иногда совершали чудеса не для своих сограждан, а для чужих людей, даже для язычников. Три с половиной года не шло дождя при Илии, по исчислению Господа. Между тем в книге Царств сказано, что дождь пошел на третий год ([[old:3ts:17:01|3Цар.17:1,]] [[old:3ts:18:01|18:1]]). По всей вероятности, здесь как и в Послании апостола Иакова [[new:iak:05:17|(Иак.5:17)]], ведется счет этих лет согласно иудейскому преданию (Ялкут Шимони к 3Цар.), в котором вообще цифра 3 1/2 года была обычным термином для обозначения преимущественно несчастной эпохи (ср. [[old:dan:12:07|Дан.12:7]]). //«По всей земле»// – выражение гиперболическое. Сарепта Сидонская – город, стоявший в зависимости от Сидона и лежавший на берегу Средиземного моря. Ныне – деревня Сюрафенд (ср. [[old:3ts:17:09|3Цар.17:9]] и сл.). «//Прокаженных//» (см. [[new:mf:08:01|Мф.8:1]] и сл). //«При пророке Елисее»// (см. [[old:3ts:19:16|3Цар.19:16]] и сл). О Неемане см. [[old:4ts:05:start|4Цар.5]]. [<10>]