[<10>] ====== Толкования на Лк. 4:38 ====== =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение VII.// Почему Матфей говорит, что Господь после блаженств и сотника вошел в дом Петра и вылечил тёщу его [[new:mf:08:14|(Мф. 8:14)]], Лука же говорит, что Господь исцелил её прежде блаженств и до прихода сотника [[new:lk:04:38|(Лк. 4:38)]]? Почему также и расслабленного, согласно Матфею, Господь исцелил в Своём городе Назарете [[new:mf:09:01|(Мф. 9:1)]], согласно Марку и Луке – в Капернауме [[new:mk:02:01|(Мк. 2:1)]], а по Иоанну – в Иерусалиме [[new:in:05:02|(Ин. 5:2)]]? //Разъяснение// см. [[new:mf:08:14#prp_isixij_ierusalimskij|Мф. 8:14]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 38-44 **Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им. При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их. Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос. Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан. И проповедовал в синагогах Галилейских.** Господь всех питался гостеприимством учеников, подобно как и теперь Он принят Петром и исцеляет тещу его, чтобы и тебя научить не отказываться от благорасположения бедных. Не просто исцеляет ее от болезни, но придает ей крепкое здоровье и силу для служения. Если и мы примем Его, Он угасит нашу горячку, горячку гнева и нехотения, и восставит нас так, что мы в состоянии будем служить Ему, то есть делать угодное Ему. - Посмотри, прошу тебя, и на веру народа, как он и при захождении солнца приносил больных и не удерживался временем. - Не позволяет бесам говорить так потому, что не нуждается в похвале от нечистых, ибо// "неприятна похвала в устах грешника"// [[old:prsir:15:09|(Сир. 15, 9)]], так и потому, что не желает возжечь в евреях зависть при похвале Ему от всех. Народ ищет Его, хотя Он ушел в пустое место и удерживает Его. Но Он не ограничивается одним местом, а говорит, что Мне должно благовестить Царство Божие и другим городам. Поэтому и нам не должно быть ленивыми, не довольствоваться одним местом заключения, но всюду обходить, чтобы кому-нибудь принести пользу. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Востав же из сонмища, вниде в дом Симонов: теща же Симонова бе одержима огнем велиим: и молиша Его о ней** См. Толкование на [[new:lk:04:37#prot_ioann_buxarev|Лк. 4:37]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 38-39 **Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им** (См. [[new:mk:01:29|Мк.1:29–31]]; [[new:mf:08:14|Мф.8:14–15]]). «//Выйдя//» – точнее: «восстав» (ἀναστάς). В синагоге Господь учил сидя. //«Он вошел...»// Лука опускает перед 31-м стихом упоминание о призвании двух пар братьев (ср. [[new:mk:01:16|Мк.1:16–19)]], и потому Христос у него является здесь идущим в одиночестве. //«Сильною горячкою»//. Такая сравнительная точность в определении болезни естественна у Луки как врача. //«Просили Его»//, конечно, об исцелении, Петр и его домашние. //«Подойдя к ней»// – точнее: «стал над нею склонившись». //«Запретил горячке»//. Эта болезнь представляется здесь как бы враждебной личной силой. [<10>]