[<10>] ====== Толкования на Лк. 5:1 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 1-11 **Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ; Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним** Господь убегает от славы, а она тем более преследует Его. Когда народ теснился около Него, Он всходит на корабль, чтобы с корабля учить стоящих на берегу моря, так что все находились пред лицом Его, и никто не ушел за спину. А за то, что Он учил с корабля, Он не оставил владетеля его без награды. Он даже вдвойне его облагодетельствовал: одарил его множеством рыб и сделал Своим учеником. Подивись смотрению Господа, как Он каждого привлекает через свойственное и сродное ему средство, например: волхвов - посредством звезды, а рыбарей - посредством рыб. Заметь и кротость Христа, как Он умоляет Петра отплыть от земли, ибо "//просил//", разумей, вместо "//умолял//", и то, как благопокорен был Петр: Человека, Которого не видал, он принял на свой корабль и во всем ему повинуется. Когда Сей сказал ему, чтобы он отплыл на глубину, тот не отяготился, не сказал: всю ночь я трудился и ничего не приобрел, и Тебя ли теперь послушаю, и вдамся в новые труды? Ничего такого он не сказал, но напротив: //"по слову Твоему закину сеть"//. Так Петр был тепл в вере и прежде веры! За то и поймал он столько рыб, что не мог один вытащить их, а знаками пригласил и соучастников, то есть общников, бывших на другом корабле. Знаками пригласил их потому, что пораженный необычайной ловлей не мог говорить. Далее, Петр в глубоком благоговении просит Иисуса сойти с корабля, говоря о себе, что он грешник и недостоин быть вместе с Ним. Если хочешь, понимай это и в переносном смысле. Корабль есть синагога иудейская. Петр представляет образ учителей Закона. Учители, бывшие до Христа, всю ночь трудились (ибо время до пришествия Христова - ночь) и ничего не достигли. А когда пришел Христос и настал день [[new:rim:13:12|(Рим. 13, 12)]], то апостолы, поставленные на место законоучителей, по слову, то есть по заповеди Его, закидывают сеть Евангелия и уловляют множество людей. Но апостолы одни не могут вытащить сеть с рыбами, а приглашают и соучастников своих, и сообщников, и влекут вместе с ними. Это суть пастыри и учители церквей всех времен; они, преподавая и объясняя учение апостольское, помогают апостолам ловить человеков. Обрати внимание и на выражение: //"закинули сеть"//. Ибо Евангелие есть сеть, имеющая изложение речи смиренное, простое и приближенное к простоте слушателей; поэтому и говорится, что оно закинуто. Если же кто скажет, что через закидывание сети означается глубина мыслей, то и с этим можно согласиться. Итак, исполнилось слово пророка, сказавшего: //"Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий скал"// [[old:ier:16:16|(Иер. 16, 16)]]. Рыбарями назвал он святых апостолов, а ловцами правителей и учителей церкви последующих времен. ===== Архиеп. Никифор (Феотокис) ===== Ст. 1-2 **Во время оно, стояше Иисус при езере Геннисаретсте. И виде два корабля стояща при езере: рыбарие же, отшедше от нею, измываху мрежи** Близ езера Генисаретского поучал Иисус Христос слову Божию. Толикое же множество людей было там собрано, что притесняли Его, желая слышать небесное Его учение. **«Бысть же»**, говорит выше благоглаголивый Лука, **«належащу Ему народу, да быша слышали слово Божие, и Той бе стоя при езере Геннисаретсте»** [[new:lk:05:01|(Лк.5:1)]]. На оном же езере видел два корабля, Петров и сынов Зеведеевых: видел же и рыбаков, которые, изшед из кораблей оных, измывали свои мрежи. //**Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Бысть же належащу Ему народу, да быша слышали слово Божие, и Той бе стоя при езере Геннисаретсте** События эти описываются и евангелистами Матфеем [[new:mf:04:18|(Мф. 4:18-]][[new:mf:04:22|22)]] и Марком [[new:mk:01:16|(Мк. 1:16-]][[new:mk:01:20|20)]]; но Лука повествует о них с небольшою разницею. **Належащу Ему народу** (когда народ теснился к Нему, И. Христу). Когда, с начатием дела Своего служения И. Христом, распространилась повсюду в Галилее и окрестностях ее молва [[new:lk:04:37|(Лк. 4:37)]] о Нем, как о великом Учителе и Чудотворце; то народ во множестве начал собираться к Нему и постоянно следовал за Ним. (О Геннисаретском озере чит. в. объясн. [[new:lk:04:31|(Лк. 4:31)]]. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского** Во время проповеди, которую держал Христос, стоя на самом берегу Геннисаретского озера (см. [[new:mf:04:18|Мф.4:18]]), народ так стал теснить Его, что дольше Ему трудно было держаться на берегу (ср. [[new:mf:04:18|Мф.4:18;]] [[new:mk:01:16|Мк.1:16]]). [<10>]