[<10>] ====== Толкования на Лк. 5:17 ====== ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных** Господь нарочито пока, вероятно, никого не исцелял, но неведомо, так сказать, для Него Самого сила Его исцеляла всех больных, здесь находившихся. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 17-26 **В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, - вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.** Перед собранием врагов Господу нужно было совершить какое-нибудь новейшее знамение. Поэтому Он исцеляет человека, болящего неизлечимой болезнью, чтобы через уврачевание такой болезни уврачевать и неисцельное безумие фарисеев. Сначала Он врачует болезни души, сказав: оставляются тебе грехи твои, - чтобы мы знали, что многие болезни рождаются от грехов; потом исцеляет и немощь тела, видя веру принесших. Ибо Он часто по вере одних спасает других. А фарисеи говорят: что Он произносит хулы? Кто может отпускать грехи, кроме одного Бога? Говорят они это, осуждая Его на смерть. Ибо Закон повелевал наказывать смертью того, кто скажет хулу на Бога [[old:lev:24:16|(Лев. 24, 16)]]. Господь, чтобы показать им, что Он есть истинный Бог и не выдает себя за Бога по тщеславию, убеждает их другим знамением. Он сам узнает, о чем они помышляли в себе. Отсюда совершенно явно, что Он Бог, ибо знать сердца свойственно Богу [[old:1par:28:09|(1 Пар. 28, 9]]; [[old:2par:06:30|2 Пар. 6, 30)]]. Итак, Он говорит: что вам кажется удобнее - грехи отпустить или телу дать здоровье? Конечно, по вашему мнению, отпущение грехов кажется удобнее, как дело невидимое и необличимое, хотя оно труднее, - а выздоровление тела кажется труднее, как дело видимое, хотя в сущности оно удобнее. Однако ж Я сделаю и то, и другое, и через исцеление тела, что для вас кажется труднейшим, удостоверю и в уврачевании души, которое хотя и трудно, но, как невидимое, вам кажется удобным. Смотри: грехи оставляются на земле. Ибо пока мы находимся на земле, мы можем загладить наши грехи, а после того, как переселимся с земли, мы уже не можем сами загладить наших грехов исповедью: ибо дверь заперта. Но об этом предмете мы сказали обширнее в объяснении других евангелистов (см. [[new:mf:09:start|Мф. 9]]; [[new:mk:02:start|Мк. 2]]). ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И бысть во един от дний, и Той бе учя: и беху седяще фарисее и законоучителие, иже беху пришли от всякия веси Галилейския и Иудейския и Иерусалимския: и сила Господня бе изцеляющи их** Об исцелении расслабленного, по Евангелиям Матфея и Марка, в Капернауме, св. Лука повествует совершенно согласно с сими евангелистами [[new:mf:09:02|(Мф. 9:2-]][[new:mf:09:08|8;]][[new:mk:02:03|Мк. 2:3-]][[new:mk:02:12|12)]], но пространнее их. **Во един от дний** (в один день), т. е. однажды. Это – переходная форма речи от одного повествования к другому. Исцеление расслабленного было в Капернауме. О Капернауме чит. в объясн. [[new:lk:04:31|(Лк. 4:31)]]. **Бе уча** (учил), т. е. проповедовал Свое евангельское учение. **И беху седяще, фарисее и законоучителие** и пр. Из дальнейшего повествования видно, что собирались они сюда, по крайней мере, в большинстве, не за тем, чтобы поучаться у Господа, но имея нечистое желание – следить за Ним, спорить с Ним, искушать Его и отвращать народ от Него. Фарисеи и книжники были злыми врагами И. Христа: они ненавидели Его за то, что Он обличал их пороки и завидовали Ему, потому что народ начал уважать Его более, нежели их (О фарисеях и законоучителях чит. в объясн. [[new:lk:03:07|Лк. 3:7]]). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-26 **В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, – вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне** (См. [[new:mf:09:02|Мф.9:2–8]]; [[new:mk:02:03|Мк.2:3–12)]]. Евангелист Лука к повествованию двух первых евангелистов делает некоторые прибавления. //«В один день»//, т. е. в один из тех дней, именно во время предпринятого Господом путешествия (см. [[new:lk:04:43|Лк.4:43]] и сл.). «//Законоучители»// (см. [[new:mf:22:35|Мф.22:35)]]. //«Из всех мест»// – выражение гиперболическое. Мотивы прибытия книжников и фарисеев могли быть весьма разнообразны, но, конечно, среди них преобладало недружелюбное отношение ко Христу. //«Сила Господня»//, т. е. сила Бога. Евангелист Лука там, где называет Господом Христа, пишет слово κύριος с артиклем (ὁ κύριος), а здесь поставлено κυρίου – без артикля. //«Сквозь кровлю»//, т. е. через черепицу (διὰ τῶν κεράμων), которой была выложена крыша дома. Черепицу они разобрали в одном месте (у [[new:mk:02:04|Мк.2:4]], кровля представляется такой, которую нужно «прокапывать»). //«Сказал человеку тому: прощаются...»// – правильнее: //«сказал ему: человек! прощаются...»// Христос называет расслабленного не «чадом», как в других случаях (например, [[new:mf:09:02|Мф.9:2]]), а просто «человеком», вероятно, имея в виду его прежнюю греховную жизнь. //«Уразумев помышления их»//. Некоторые критики указывают здесь на противоречие евангелиста Луки себе самому: только что он сказал, что книжники между собой рассуждали вслух, так что Христос мог слышать их разговоры, а теперь он говорит, что Христос проник в их мысли, которые они держали про себя, как отметил евангелист Марк. Но противоречия здесь нет никакого. Христос мог слышать разговор книжников между собой – об этом Лука умолчал, – но в то же время Он проник мыслью в тайные помышления, которые они скрывали. Они, следовательно, согласно евангелисту Луке, не всё высказывали, что думали... Впечатление, оказанное этим чудом на народ (стих 26), согласно евангелисту Луке, было сильнее, чем изобразили его Матфей и Марк. [<10>]