[<10>] ====== Толкования на Лк. 5:33 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 33-39 **Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то, и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше** Об этом мы сказали в объяснении на Евангелие от Матфея (см. гл. 9 и Мк. 2) и теперь скажем кратко, что сынами брака называет апостолов. Пришествие Господа уподобляется браку, потому что Он принял Церковь в Невесту Себе. Поэтому апостолам теперь не нужно поститься. Ученики Иоанновы должны поститься, так как учитель их совершал добродетель с трудом и болезнью. Ибо сказано: //"пришел Иоанн, ни ест, ни пьет//" [[new:mf:11:18|(Мф. 11, 18)]]. А Мои ученики, как пребывающие со Мною - Богом Словом, теперь не нуждаются в пользе поста, потому что они от сего самого (пребывания со Мною) облагодетельствованы и Мною сохраняются. Когда же Я буду взят, а они будут посланы на проповедь, тогда они будут и поститься, и молиться, как приготовившиеся к великим подвигам. И иначе: теперь, будучи слабы и еще не обновлены Духом, они подобны старым мехам и старой одежде. Поэтому их не должно обременять каким-нибудь очень трудным образом жизни, подобно как и к обветшалой одежде не пришивают новой заплаты. Итак, можешь принять, что старым мехам уподоблены апостолы как еще слабые, а можешь разуметь, что им уподоблены и фарисеи. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Они же реша к Нему: почто ученицы Иоанновы постятся часто и молитвы творят, такожде и фарисейстии, а Твои ядят и пиют** Ответ И. Христа на вопрос: почему ученики Его не постятся, а Иоанновы и фарисейские постятся? передается в Евангелии Луки почти одними и теми же словами, как у еванг. Матфея [[new:mf:09:14|(Мф.9:14-]][[new:mf:09:17|17)]], и Марка [[new:mk:02:18|(Мк. 2:18-]][[new:mk:02:22|22)]], лишь с некоторыми особенностями. **Они**, т.е. книжники и фарисеи ([[new:lk:05:30|Лк. 5:30]]. О них чит. в объясн. [[new:lk:03:07|Лк.3:7]]). Тут вместе с фарисеями, по еванг. Матфею и Марку, разумеются и ученики Иоанна Крестителя. Вопрос о посте и молитве возник потому, что фарисеи соблюдали строгие посты, – сверх всенародных иудейских постов они держали еще свои, – //двакраты в неделю//, как говорит о себе фарисей в притче о мытаре и фарисее [[new:lk:18:12|(Лк. 18:12)]]. И Иоанн Креститель, как сам был строгим постником – живя в пустыне, он питался акридами и диким медом [[new:mk:01:04|(Мк. 1:4-]][[new:mk:01:06|6)]], так учил поститься и своих учеников. Иисус Христос, имевший со временем учредить пост и в своей христианской Церкви, по известным причинам (увидим ниже из ответа) пока не требовал поста от Своих учеников. Соединение учеников Иоанновых с фарисеями было случайное, потому что на самом деле не могло быть между ними внутреннего единения; Иоанн строго обличал фарисеев: конечно, и ученики его не могли относиться к ним менее строго. Случайное же единение произошло от того, что те и другие строго держались постов, хотя характер постов у тех и у других был совершенно различен: у одних посты основаны были на лицемерии, а у других на искренней религиозности, на этот раз усиливаемой еще тем, что учитель их Иоанн был заключен в темницу (Мих.). **И молитвы творят**. Посты в соединении с молитвою часто представляются, как признак строгой религиозной жизни [[new:mf:17:21|(Мф.17:21)]]. **Ядят и пиют**, по еванг. Матфею и Марку, //не постятся// [[new:mf:09:14|(Мф. 9:14;]] [[new:mk:02:18|Мк. 2:18)]]. //Не постятся//, это значит: менее постятся, а не то, что совсем не постятся. В Евангелии иногда встречаются такие отрицания, которые нужно понимать не в смысле совершенного отрицания, а только ограничения. Так, напр., в Евангелии Матфея Господь говорит: //Не заботьтесь для души вашей, что вам ясть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться// [[new:mf:06:25|(Мф.6:25)]]. Это учение Христово разве может означать то, чтобы совсем не заботиться о телесных нуждах? Нет. В известных пределах необходимо заботиться и об этом. Трудиться для удовлетворения сих нужд повелевает и Сам Господь и Его Апостолы. «Не беззаботности научает Господь сими словами, а запрещает излишнюю заботливость» (Мих.). Как же Господь ответил на предложенный Ему вопрос о посте? Он ответил тремя сравнениями или притчами, которые имеют один общий смысл, что во всем надобно соблюдать осторожность и сообразоваться со временем. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют** См. Толкование на[[new:lk:05:27#lopuxin_ap| Лк. 5:27]] ===== Прот. Александр Шмеман ===== **Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют** См. Толкование на [[new:mf:09:15#prot_aleksandr_shmeman|Мф. 9:15]] [<10>]