[<10>] ====== Толкования на Лк. 6:17 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских** См. Толкование на [[new:lk:06:12#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 6:12]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских** Нагорная беседа Спасителя, которая здесь излагается, без сомнения та же, что у ев. Матфея [[new:mf:05:start|(5—7 гл.)]], только здесь она излагается в сокращении, с некоторыми впрочем особенностями, каких нет в Евангелии от Матфея. На единство их указывают несомненно одинаковость начала [[new:lk:06:20|(Лк. 6:20)]] и конца речи [[new:lk:06:49|(Лк. 6:49]], ср. [[new:mf:05:03|Мф. 5:3]]; [[new:mf:07:27|Мф. 7:27)]] и одинаковость содержания вообще (ср. прим. к [[new:mf:05:02|Мф. 5:2]]). — Предшествующие же этой беседе непосредственно обстоятельства здесь излагаются подробнее, чем у ев. Матфея, восполняя сказание этого последнего. **Сойдя с ними**: с горы, на которой совершилось избрание и поставление их в Апостолов. — **Стал Он на ровном месте** и пр.: представляется, что Господь, стоя на этом же ровном месте (равнине в противоположность с горой), произнес и последующую беседу [[new:lk:06:20|(ст. 20)]]. Между тем, по сказанию ев. Матфея, Господь произнес ее сидя на горе [[new:mf:05:01|(Мф. 5:1)]], почему она и называется нагорной. В объяснение этого надобно обратить внимание на то, что здесь не говорится точно, что стоя на равнине Господь говорил речь свою, а что здесь только собралось около Него множество народа и Он исцелял их тут; что у ев. Матфея в этом случае более частные черты относительно места произнесения беседы, и ими значит надобно восполнять более общие черты сказания ев. Луки. Из сличения этих сказаний дело представляется в таком виде: Господь с Апостолами сошел с горы и остановился на равнине, где окружило Его множество пришедшего к Нему народа (Лк. [[new:lk:06:17|ст. 17—19]]); после этого Он снова взошел на гору ради удобства проповеди с нее многочисленному народу, и, седши там, произнес беседу [[new:mf:05:01|(Мф. 5:1)]]. Так объясняет, и весьма вероятно, это кажущееся разноречие бл. Августин. — **И множество учеников Его**: т. е. последователей в общем смысле слова, в противоположность ближайшим, только что избранным 12 ученикам Его. — **Тирских и Сидонских**: см. прим. к [[new:mf:11:21|Мф. 11:21]]. //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 17-19 **Изшед с ними, ста на месте равне: и народ ученик Его, и множество много людий от всея Иудеи и Иерусалима, и помория Тирска и Сидонска, иже приидоша послушати Его и изцелитися от недуг своих, и страждущии от дух нечистых: и изцеляхуся. И весь народ искаше прикасатися Ему: яко сила от Него исхождаше и изцеляше вся** Нагорною беседою называется та беседа, которую Господь Спаситель произнес вначале, когда вступил в дело спасения рода человеческого, на одной из гор Палестины или Св. Земли (о горе чит. в объясн. [[new:lk:06:12|Лк. 6:12]]). Эта беседа вполне изложена у еванг. Матфея [[new:mf:05:start|(Мф. гл. 5-]][[new:mf:07:start|7)]], у Луки же приводится она в сокращенном виде, но с некоторыми особенностями; так напр., предшествующие беседе обстоятельства излагаются у него подробнее, чем у Матфея. **Ста** (стал Иисус) **на месте равне**, а, по Матфею, //взошел на гору// [[new:mf:05:01|(Мф. 5:1)]], и начал проповедь. Это разноречие объясняется следующим образом: Господь, избрав Апостолов на горе, сошел оттуда и остановился было на равнине, где окружил его собравшийся народ: но с равнины, для удобства проповеди пред многочисленным народом, поднялся несколько на гору и, сед здесь, произнес проповедь (Август.). Замечательно при этом следующее: ветхозаветный закон дан был на горе, и новозаветный – тоже на горе; закон ветхозаветный заключал в себе 10 заповедей, закон Христов заключает 9; закон на Синае был дан среди громов и молний, как закон строгий, закон Евангельский, как закон благодати, возвещен был из уст кроткого и смиренного сердцем Господа Иисуса. Нагорная беседа, это – трогательная, высокая и преисполненная любви Отца к детям, речь о том, как достигнуть небесного блаженства, какие добродетели требуются от нас для этого. Она составляет сущность и дух Нового завета и ясно изображает величие духа Богочеловека-Законодателя и убедительно доказывает божественность христианства. **Oт** (из) **всея Иудеи**. О Иудее чит. в объясн. [[new:lk:03:01|(Лк. 3:1)]] **Иерусалима**. Иерусалим был главным городом Иудейского царства; он находился в южной части Палестины. Постоянных жителей в нем, около времени жизни Христовой, считалось до 120.000. Основан Иудейским царем Давидом. **Помория Тирска и Сидонска** (приморских мест Тирских и Сидонских). Тир и Сидон, это были древние, богатые, славившиеся морскою торговлею, города Финикии, – области, соседней с Иудеею. **Страждущие от дух нечистых**. Чит. в объясн. [[new:lk:04:33|(Лк. 4:33)]]. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских** См. Толкование на [[new:lk:06:12#lopuxin_ap|Лк. 6:12]] [<10>]