[<10>] ====== Толкования на Лк. 6:29 ====== ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку** Царь всего премирного и земного сошел с небес и принес нам знамения небесного жития, которые и предложил заслужить в борьбе, противоположной олимпийским ратоборствам. Ибо там увенчивается тот, кто наносит удары и одолевает, а здесь удостаивается славы тот, кто принимает и терпит удары. Там восхваляется воздающий за удар ударом, а здесь подставляющий и другую ланиту восхваляется среди ангелов, потому что победою признается не отмщение, но любомудрие. Это новый закон получения венцов, потому что нов и способ борений. ---- Если бы, премудрый, потерпеть удар и обиду значило понести поражение, то Христос и Ап. Павел не говорили бы противного сему. Владыка же заповедал биющему в десную ланиту дать и другую; и Апостол увещавал: //почто не паче обидими есте// [[new:1kor:06:07|(1Кор.6:7)]]? Ибо это новый закон ратоборств, потому что и вид наград еще новее. Ибо даются не масличная ветвь, не предложение пищи в пританее [Главное правительственное здание в Афинах, где обедали правители и почетные гости], не медные изваяния, блистающие золотом, - не жалкие и малоценные награды, но царство небесное и жизнь, не знающая конца. Посему, если будешь уступать и вести себя любомудренно, то не думай, что уступаешь над собою победу, но добивайся той победы, которая сокрыта в кажущемся поражении. Если же удивляешься тому, что говорю, то сказанное мною объясню примером. Говорят, один царь, когда надлежало ему вступить в морскую битву с неприятелями, увидев, что кораблей у неприятелей гораздо больше, и уступив нападающим неприятелям, сказал: "Не бегству я предаюсь, но гонюсь за выгодой, которая позади меня". Посему, если и здесь в мнимом поражении и в мнимой уступке сокрыта выгода и победа, не будем вступать в состязание с теми, которые нас бьют и обижают, но уступим им. Ибо таков закон небесных ратоборств. //**Письма. Книга II.**// ---- …Если бы потерпеть удар и обиду значило по­нести поражение, то Христос и [апо­стол] Павел не говорили бы противно­го этому. Ибо это новый закон рато­борств, потому что и способ наград еще новее; ибо даются не масличная ветвь, не медные изваяния, блистающие золо­том, не награды жалкие и малоценные, но Царство Небесное и жизнь, не знаю­щая конца. Поэтому если будешь усту­пать и вести себя любомудренно, то не думай, что уступаешь над собою победу, но домогайся той победы, которая сокры­та в кажущемся поражении… не будем вступать в состязание с теми, которые нас бьют и обижают, но уступим им. Ибо таков закон небесных ратоборств (3, 91). **// Толкование Нагорной проповеди. //** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Ударившему тебя по щеке подставь и другую** См. Толкование на [[new:mf:05:39#prp_maksim_ispovednik|Мф. 5:39]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку** См. Толкование на [[new:lk:06:27#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 6:27]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Биющему тя в ланиту, подаждь и другую: и от взимающаго ти ризу, и срачицу не возбрани** **Биющему тя в ланиту** (ударившему тебя по щеке) **подажд** (подставь) **и другую**. У еванг. Матфея пред этими словами сказано:// вы слышали, что сказано древним: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому// [[new:mf:05:38|(Мф. 5:38-]][[new:mf:05:39|39)]]. //Око за око, зуб за зуб// (Чит. [[old:ish:21:24|Исх. 21:24;]] [[old:lev:24:20|Лев. 24:20;]] [[old:vtor:19:21|Втор. 19:21]]). Этот суровый закон, – пишут св. отцы, – дан был «не для того, чтобы друг у друга вырывать глаза, но чтобы удерживали руки свои от обиды: ибо обидящий боялся подвергнуться тому же, чему подвергает обижаемого». (Злат, и Феофил.) Впрочем, сам же закон и пророки ограничивали действие этого закона запрещением и обличением любомстительности. Так в книге Левит внушается: //не ищи крови друга твоего, не мсти, люби другого, как себя// ([[old:lev:19:16|Лев.19:16-]][[old:lev:19:18|18]]. Еще чит. [[old:pier:03:27|Плач Иер. 3:27-]][[old:pier:03:30|30]]). Этот суровый закон, как и другие подобные, дан был по жестокосердию или грубости евреев. [[new:mf:19:08|(Мф. 19:8;]] [[new:mk:10:05|Мк. 10:5)]] Не будь сего закона, обиженный мог бы отплачивать не равным, а большим злом. Он, конечно, не согласен с высокою христианскою любовию, которую принес Христос – Законодатель нового завета, а потому Господь и отменяет, или, лучше, усовершает этот закон. Он учит: Не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему другую. Не противься злому… т. е. не противься злому действию со стороны недоброго или злого человека, напр, нанесению обиды, не отвечай тем же, не мсти за обиду, но отвечай на нее готовностию принять новую обиду; неправильную притязательность, как учит Господь далее ([[new:lk:06:40|Лк.6:40]] и [[new:lk:06:41|41]]), удовлетворяй вдвое больше, – словом, побеждай врага великодушием и незлобием. Это – истинно христианский закон! Слова Спасителя: не противься злому направлены прямо против иудейской любомстительности; а потому, без сомнения, ими не запрещаются общественные меры, как равно и частные личные заботы к ограничению зла, ненарушимости правды, вразумлению и наказанию тех, кто делает зло: иначе всюду зло восторжествовало бы, а добродетель была бы подавлена. Любовь христианина должна быть подобна любви Божией; но и любовь Божия допускает и терпит зло, но и ограничивает и наказывает его, как по правосудию, так и для уврачевания его и для блага человечества (Еп. Агафанг.). Посему любовь христианина должна терпеть зло, но только в той мере, в какой оно безвредно для славы Божией и для спасения ближнего; в противном случае она может и должна ограничивать и наказывать его, и эта обязанность ограничивать и наказывать зло, по Божественному установлению, возложена на начальство [[new:rim:13:01|(Рим. 13:1-]][[new:rim:13:03|3)]]. Это видно и из примеров Самого Господа и Его Апостолов. Господь Сам, когда ударили Его в ланиту, сказал оскорбившему Его: что ты Меня бьешь? [[new:in:18:23|(Ин. 18:23)]] Он заповедал и ученикам Своим спасаться бегством от притеснений и гонений [[new:mf:10:23|(Мф. 10:23)]]. Ап. Павел не один раз, в случаях оказываемой ему несправедливости, обращался за судом к начальству [[new:act:16:35|(Деян.16:35-]][[new:act:16:40|40;]] [[new:act:22:23|22:23-]][[new:act:22:29|29)]] (Мих.). Таким образом, жестоко ошибается граф Л. Толстой, принимая слова Спасителя о несопротивлении злу без ограничения. **И от взимающаго ти ризу, и срачицу не возбрани** (отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку). У еванг. Матфея сказано немного иначе и с прибавлением: //кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду// [[new:mf:05:40|(Мф. 5:40)]]. Иудеи носили две одежды: нижнюю – рубашку, которая была до колен, и сверх нее, особенно при выходе из дому, накидывали верхнюю, широкую. Верхняя обыкновенно была дороже рубашки. Смысл слов Спасителя: кто захочет судиться с тобою и проч. следующие: если кто по суду хочет отнять у нас что-либо ценное, должно отдать ему и более ценное, т. е. не только удовлетворить его, но сделать для него больше. Впрочем этим не запрещается законная защита собственности, а равно и правая тяжба на суде. Ап. Павел, узнав, что в Коринфской церкви происходят тяжбы, не запрещает их решительно христианам, а говорит только: //для чего// они не хотели лучше быть //обиженными//, но обижают сами? ([[new:1kor:06:07|1 Кор. 6:7]]. Мих.) – «С чем я сам-то останусь, если отдам последнее свое?» скажет ли кто. Св. Златоуст так успокаивает такого человека: «во первых, никто не нападает на людей, имеющих истинно христианское расположение, и во вторых, всегда найдутся добрые люди, чтобы помочь обиженному.» У еванг. Матфея еще сказано: //кто принудит тебя идти с ним одну версту, иди с ним две// [[new:mf:05:41|(Мф. 5:41)]]. Эти слова Спасителя значат следующее: если потребуется твоя услуга, даже несправедливо и с принуждением, окажи и такую услугу, и делай при этом еще больше, чем требуют от тебя. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку** //«Ударившему тебя»// (см. [[new:mf:05:39|Мф.5:39–40]]). //«Отнимающему...»// У евангелиста Матфея наоборот – нужно отдать и верхнюю одежду. Но у Матфея речь идет о судебном взыскании, а здесь – о разбойническом нападении, грабеже. Грабитель же, естественно, хватает прежде всего верхнюю одежду. Господь, по свидетельству евангелиста Луки, повелевает отдать такому грабителю и «нижнюю» рубашку. ===== Митр. Иларион (Алфеев) ===== **Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку** См. Толкование на [[new:mf:05:38#mitr_ilarion_alfeev|Мф. 5:38]] [<10>]