[<10>] ====== Толкования на Лк. 6:37 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете** Поскольку Господь иногда говорит: //«не судите по наружности»//, а иногда повелевает: //«но судите судом праведным»// [[new:in:07:21|(Ин. 7:24)]], то не вовсе запрещается нам судить, а показывает различие суда. А за что следует судить и за что нет, ясно предал нам апостол, когда, в рассуждении того, что предоставлено произволению каждого и не определено в Писании, говорит: //«А ты что осуждаешь брата твоего?»// [[new:rim:14:10|(Рим. 14:10)]]; и еще: //«Не станем же более судить друг друга»// [[new:rim:14:13|(Рим. 14:13)]]; а в рассуждении того, что не угодно Богу, обличает не осуждающих и сам от себя произносит суд, говоря: //«А я, отсутствуя телом, но присутствуя (у вас) духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа»// [[new:1kor:05:03|(1 Кор. 5:3–5)]]. Поэтому если что зависит от нашего произволения, иногда даже бывает и неизвестным, за то не надобно осуждать брата, по сказанному у апостола о неведомом: //«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения»// [[new:1kor:04:05|(1 Кор. 4:5)]]. Но защищать суды Божии – непререкаемая необходимость, чтобы умалчивающему самому не вкусить гнева Божия, разве кто, делая то же, что и обвиняемый, не посмеет осудить брата, слыша Господа, Который говорит: //«вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего»// [[new:mf:07:05|(Мф. 7:5)]]. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Прощайте, и прощены будете** Возлюбим друг друга и будем возлюблены Богом. Будем долготерпеливы друг к другу, и Он будет долготерпелив к грехам нашим. Не будем воздавать злом за зло, и Он не воздаст нам по грехам нашим. Ибо прощение прегрешений наших обретем в прощении братиям. Милость Божия к нам сокрыта в сострадании нашем к ближним. Поэтому Господь и сказал: **Прощайте, и прощены будете**. И еще: //Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный// [[new:mf:06:14|(Мф. 6:14)]]. Опять: //Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут// [[new:mf:05:07|(Мф. 5:7)]]. И снова: //Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить// [[new:mf:07:02|(Мф. 7:2)]]. Вот, Господь даровал нам способ спасения и //дал нам власть быть чадами Божиими// [[new:in:01:12|(Ин. 1:12)]]. Отныне спасение наше уже в нашей воле. //**Слово о подвижнической жизни.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 37-40 **Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.** Господь отсекает от наших душ самую трудную болезнь, разумею, корень высокомерия. Ибо кто не надзирает за самим собой, а только за ближним подсматривает и желает его опорочить, тот, очевидно, плененный высокомерием, забыл самого себя. Он всеконечно думает о себе, что он не грешит, и поэтому осуждает других, когда они грешат. Итак, если не желаешь быть осужденным, не осуждай других. Ибо скажи, пожалуй, почему ты другого осуждаешь, как преступника Божественных Законов во всем? А ты сам разве не преступаешь Божественного Закона (не говорю о других грехах) тем самым, что других осуждаешь? Ибо Закон Божий решительно повелевает тебе не осуждать брата. Значит, и ты преступаешь Закон. А будучи сам преступником, ты не должен осуждать другого как преступника; ибо Судия должен быть выше природы, впадающей в грех. Итак, отпускай, и тебе отпущено будет; давай, и тебе дано будет. Ибо меру хорошую, надавленную, натрясенную и преисполненную дадут в недра ваши. Ибо Господь будет возмерять не скупо, а богато. Как ты, намереваясь отмерять какой-нибудь муки, если желаешь отмерять без скупости, надавливаешь ее, натрясываешь и накладываешь с избытком, так и Господь даст тебе меру большую и преисполненную. Быть может, иной остроумный спросит: как Он говорит, что дадут в недра ваши меру преисполненную, когда сказал, что возмерится вам той же мерой, какой вы мерите, ибо если переливается через верх, то не та же самая? Отвечаем, Господь не сказал: возмерится вам //"тою же"// мерой, но// "такою же"//. Если бы Он сказал: //"тою же мерою",// тогда речь представляла бы затруднение и противоречие; а теперь, сказав: //"такою же"//, Он разрешает противоречие, ибо можно мерить и одной мерой, но не одинаково. Господь то и говорит: если ты будешь благотворить, и тебе будут благотворить. Это - такая же мера. Преисполненной названа она потому, что за одно твое благодеяние тебе заплатят бесчисленными. - То же самое и об осуждении. Ибо осуждающий получает той же самой мерой, когда его впоследствии осуждают; поскольку же он осуждается более, как осудивший ближнего, то мера сия преисполнена. Господь, сказав это и запретив нам осуждать, представляет нам и притчу, то есть пример. Он говорит: осуждающий другого и сам те же грехи делающий! скажи, пожалуй, не подобен ли ты слепцу, руководящему слепца? Ибо если ты осуждаешь другого, а сам впадаешь в те же грехи, то вы оба слепы. Хотя ты и думаешь, что через осуждение руководишь его на добро, но ты не руководишь. Ибо как он будет наставлен тобой на добро, когда ты и сам падаешь? Ученик не бывает выше учителя. Если, поэтому, ты, мнимый учитель и руководитель, падаешь, то, без сомнения, падает и руководимый тобой ученик. Ибо и приготовленный ученик, то есть совершенный, будет таков, каков его учитель. Сказав сие о том, что нам не должно осуждать слабейших нас и, по-видимому, грешных, Он присовокупляет и нечто другое на тот же предмет. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И не судите, и не судят вам: (и) не осуждайте, да не осуждени будете: отпущайте, и отпустят вам** Между словами **не судите** и **не осуждайте** различие состоит в том, что под суждением можно разуметь пересуды незлобные, а под осуждением злобные. Сии последние обыкновенно происходят от самолюбия и самомнения, а не по необходимости, и лишь по личным каким побуждениям, для разговоров, часто для унижения и насмешек, и за незначительные нравственные недостатки, и притом ведутся такими людьми, которые сами часто порочнее судимых. (Злат, и Феоф.) «Поучая не осуждать, по всей вероятности, Господь особенно имел в виду фарисеев, которые, гордясь своею мнимою праведностию, строго судили о действиях других (как наприм. один из них в притче о мытаре и фарисее, [[new:lk:18:10|Лк. 18:10-]][[new:lk:18:14|14]]), а самих себя не старались исправлять, напр, убийцу по закону осуждали на смерть, а сами беззаконно убивали пророков, прелюбодеев подвергали наказанию, а сами прелюбодействовали, воров губили, а сами были похитителями чужих состояний,» пишет св. Афанасий Великий. Такое суждение о других и Апостол тоже строго запрещает, когда говорит: //кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает// [[new:rim:14:04|(Рим. 14:4)]]. Суждение же благонамеренное и оценка действий других, основанные на истинном понимании дела и на ревности о славе Божией и пользе ближнего, и сообразное с этим суждением свое собственное действие, конечно, не запрещается; так как оно необходимо вообще в жизни, особенно же в жизни общественной. И Сам И. Христос, [[new:mf:23:start|(Мф. гл. 23)]] и Апостолы, (напр. [[new:act:05:05|Деян. 5:5-]][[new:act:05:09|9]]) и все истинные их последователи (св. отцы на соборах) всегда судили и осуждали, напр., действия, противные вере и благочестию и принимали против всего, по их суждению, злого, известные меры (Мих.). И если бы не было обличителей и наказателей, все пришло бы в расстройство и в церкви, и в гражданских и семейных обществах. Что Господь не запрещает судить всем без исключения, а только тем, которые сами, будучи заражены многими и тяжкими грехами, порицают других и за маловажные проступки, это видно из дальнейших слов Его [[new:lk:06:41|(Лк. 6:41-]][[new:lk:06:42|42)]]. **Отпущайте** (прощайте), **и отпустят вам** (и прощены будете), сказано в соответствие словам: **не судите, и не будете судимы**, т. е. будьте снисходительны, и Сам Господь, Судия будет милостив к вам. У еванг. Матфея здесь прибавлено [[new:mf:07:02|(Мф. 7:2)]]: //каким судом судите, таким будете судимы, какою мерою мерите, такою и вам будут мерит//. Эти слова были поговоркой у евреев. Здесь разумеется суд как людской, так в особенности Божий. Как мы судим о других, так же точно и другие судят о нас. А Господь осудит нас за то, что мы судили других, самих же себя не исправляли. «Осуждая другого, мы осуждаем не его, а себя самих. Ибо как отпущение грехов первоначально зависит от нас, так и в сем суде мы же полагаем известную меру собственного осуждения,» пишет св. Златоуст. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете** (См. [[new:mf:07:01|Мф.7:1)]]. //«Не осуждайте»// – выражение более сильное, чем //«не судите»//. Осуждать – значит не ограничиваться мелкими оскорбительными для другого замечаниями, произносимыми, может быть, про себя, не вслух, а произносить в слух других уничтожающее ближнего суждение, как что-то окончательное, как бы некий приговор. **//Толковая Библия.//** [<10>]