[<10>] ====== Толкования на Лк. 7:6 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой** См. Толкование на [[new:lk:07:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 7:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 6-10 **Иисус же идяше с ними. И уже Ему не далече сущу от храмины, посла к Нему сотник други, глаголя ему: Господи, не движися: несмь бо достоин, да под кров мой внидеши: темже ни себе достойна сотворих приити к Тебе: но рцы слово, и изцелеет отрок мой: ибо и аз человек есмь под владыкою учинен, имея под собою воины: и глаголю сему: иди, и идет: и другому: прииди, и приидет: и рабу моему: сотвори сие, и сотворит. Слышав же сия Иисус, чудися ему, и обращься идущему по Нем народу рече: глаголю вам, ни во Израили толики веры обретох. И возвращшеся посланнии обретоша болящаго раба изцелевша** **Во Израили**, т. е. между евреями или иудеями, которые имели свидетельства писаний о И. Христе (Зигаб.) и хвалились, что они избранный народ Божий, потомки Авраама, отца верующих. Израиль, – это имя, которое дано было патриарху Иакову, после борьбы его с Богом [[old:gen:32:28|(Быт. 32:28-]][[old:gen:32:29|29)]]. От сего назывался израильским народом, Израилем и Израильтянами и произошедший от него, еврейский или иудейский народ. У еванг. Матфея тут прибавлено: //Многие придут с востока и запада, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царствии небесном, а сыны царства извержены, будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Многие придут с востока и запада// [[new:mf:08:11|(Мф. 8:11)]], т. е. многие из язычников будут приняты в царство Христово: так как евреи думали, что в царство Мессии войдут только они одни и те из язычников, которые примут их религию, а все прочие будут осуждены на порабощение им. //С востока и запада//, т. е. со всего света: потому что восток и запад, по библейскому словоупотреблению, означает целый свет [[old:is:45:06|(Ис.45:6;]] [[old:mal:01:11|Мал. 1:11)]]. //Возлягут со Авраамом//, т. е. уверовав в Христа, получат блаженство в царстве Его, вместе с патриархами и святыми людьми еврейского народа. Авраам это – первый и главный патриарх еврейского народа. Он среди общего идолопоклонства сохранил веру в истинного Бога и передал ее своему потомству. Исаак – сын его, а Иаков – сын Исаака. За свою веру они все удостоены блаженства в царстве небесном. Здесь Авраам, Исаак и Иаков изображают собою всех патриархов и всех святых еврейского народа. //Возлягут в царствии небесном//. Свое небесное царство представляет Иисус Христос под образом пиршества, на котором, за столом, древние восточные народы не сидели, а возлежали, т. е. на полу на коврах полусидели и полулежали, облокотившись на разложенные тут подушки. Так и доселе делают восточные народы: турки, персияне и т. п. //Сыны царства//, это – иудеи или евреи, так названы они потому, что были избранным народом Божиим и по сей причине имели преимущественное пред язычниками право на участие в царстве Христовом, т. е. в Церкви Христовой на земле и в раю на небе (Ср. [[new:in:04:start|Ин. гл. 4;]] [[new:rim:09:04|Рим.9:4-]][[new:rim:09:05|5]]). //Извержены будут во тьму кромешнюю// [[new:mf:08:12|(Мф. 8:12)]] (внешнюю). Тьмою кромешнею или внешнею здесь называется ад. Такое название ада взято от образа же пира или вечери, когда они происходили на востоке в холодные вечера. Гостей, провинившихся чем-либо на вечери, обыкновенно выводили из комнаты, где происходила вечеря и где было тепло и светло, и заставляли оставаться в темноте и холоде, – во тьме внешней, т. е. находящейся вне (кроме) комнаты пира, – на дворе или на улице, что, конечно, было для них очень неприятно, и потому представляется, что они тут плачут и скрежещут зубами. Изгнание из комнаты пира и помещение в темном месте означает лишение райского блаженства и ввержение в ад; плач и скрежет зубовный лишившихся веселия этого пира – мучения грешников в аду. Относительно слов Господа: //Многие придут с востока// и пр. св. Златоуст замечает: «Между следовавшими за Господом были и жители языческой Галилеи, поэтому Он указал так для того, чтобы не оставить язычников в отчаянии и вместе смирить гордость евреев.» Эти слова Христовы поучают нас, православных христиан, что мы, если будем только кичиться своим православием, а жить не по православному, можем быть лишены царства небесного и ввергнуты во тьму кромешнюю. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой** См. Толкование на [[new:lk:07:01#lopuxin_ap|Лк. 7:1]] [<10>]