[<10>] ====== Толкования на Лк. 8:5 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его** Кто этот сеятель? – Сам Господь, предсказавший о Себе устами Псалмопевца: //«Отверзу в притчах уста Моя»// [[old:ps:077:02|(Пс.77:2)]]. Но откуда вышел Тот, Кто присутствует везде? – Опять же Он Сам о Себе возвещает, говоря: //«Изыдох от Отца и приидох в мир»// [[new:in:16:28|(Ин.16:28)]]. Изшел от Отца и от Отеческих недр нераздельно, и пришел в мир, сущий в мире и //«чрез Котораго мир начал быть»// [[new:in:01:10|(Ин.1:10)]], и снизшел с небес на землю [[new:in:03:13|(Ин.3:13)]], Наполняющий небо и землю; так что «исхождение» Единородного Сына Божиего и снизшествие Его с небес не иное что означает, как явление Его во плоти и истощание Его с неизреченной высоты Божества до пределов человеческого естества. Итак, Он таким образом вышел **«сеять Свое семя»**. Что это за семя? – Слово учения, словеса жизни вечной, наставления бессмертия, обещание пакибытия, Евангелие царства небесного. Это и есть Его семена. Потому что Он Сам о Себе говорит: //«Словеса, яже Аз глаголю, дух суть и жизнь»// [[new:in:06:63|(Ин.6:63)]]; и Петр обращается к Нему: //«Словеса жизни вечныя имаши»// [[new:in:06:68|(Ин.6:68)]]. Итак, это семя принадлежит только Ему, и только Он – Сеющий его непрестанно и, чрез это семя, являем бывает Сам Сущий Бог всех. Потому что всякий учитель и благовеститель и проповедник Благочестия и благочестивого образа жизни, сеет и сам словеса жизни, слово евангельского и небесного учения, но послужив на своем веку по воле Божией, уходит, как и до этого не был; слово же спасения, которое, уча, он сеет, это – не его, но принадлежит Богу, Который содействует ему и //«дает слово во отверзении уст его»// [[new:ef:06:19|(Еф.6:19)]]. Господь же наш Иисус Христос, Сущий истинный Бог, имеет сие семя жизни вечной, как принадлежащее Ему, и Сам Он – всегда Сеющий и посредством закона, заложенного в природу вещей, и посредством закона, данного в писанном виде Израильскому народу, и чрез вещания Пророков, и позднее – чрез Евангелие благодати. Временем же сего сеяния является вся жизнь каждого отдельного человека, и особенно это относится ко времени, наставшем после Его Первого Пришествия и простирающемся вплоть до окончания всякого времени. Время же жатвы сего семени принадлежит ожидаемому Второму Пришествию и явлению Господнему, почему и Апостол говорит, что //«о надежде должен есть оряй орати»// [[new:1kor:09:10|(1Кор.9:10)]], и //«сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный»// [[new:gal:06:08|(Гал.6:8)]]; и Псалмопевец-Пророк говорит: //«Сеющии слезами»// (ныне), //«в радости пожнут»// (тогда) [[old:ps:125:05|(Пс.125:5)]]. Вышел, таким образом, Господь, чтобы сеять Свое семя. Куда сеять? – В сердца человеческие: потому что они и являются теми нивами, которые восприемлют духовные семена. Но одни из них уподобляются дороге, словно попираемые и давимые дурными мыслями и страстями и заправилами их – злейшими бесами; другие же уподобляются каменистой почве, это – те, которые вследствие малодушия и огрубения не могут вырастить до конца семена учения и, благодаря им, принести плод для вечной жизни: а некоторые уподобляются земле, на которой растут терния, как следствие погони за деньгами и богатством и временными наслаждениями и всем тем, что от этого произрастает. Итак, вследствие того, что в отношении человеческих сердец наблюдаются большие различия, **«изыде,** – говорится в притче, – **сеяй сеяти семене своего: и егда сеяше, ово паде при пути, и попрано бысть, и птицы небесныя позабоша е (его)»**. – Одно из семян, – говорит Он, – упало при дороге: т.е. в сердца сущие или вне правого пути Господни [[new:act:13:10|(Деян.13:10)]], почему оно и было попрано проходящими по бездорожью лукавыми бесами, или – при их дурной дороге, почему и птицы небесные, т.е. находящиеся в воздухе злые духи, поклевали его и истребили, и таким образом эти люди как бы сравнялись с теми, которые вообще не слышали слово Божие: потому что //«упавшия при пути это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись»// [[new:lk:08:12|(Лк.8:12)]]. **//Омилия 52. На четвертое воскресение Евангельских чтений по Луке.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его** См. Толкование на [[new:lk:08:04#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 8:4]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 5-7 **изыде сеяй сеяти семене своего: и егда сеяше, ово паде при пути, и попрано бысть, и птицы небесныя позобаша е: а другое паде на камени, и прозяб усше, зане не имеяше влаги: и другое паде посреде терния, и возрасте терние, и подави е** **Изыде сеяй сеяти семене своего** (вышел сеятель сеять семя свое). Притча о сеятеле и семени – первая притча Христова: образ в ней заимствован от известного всем действия – сеяние семени в поле. Ею изображается проповедание или учение других. Это действие имеет большое сходство с сеянием: 1) как сеятель бросает семя на землю, так проповедник или учитель влагает слово в слух и сердце слушателей; 2) как из семени произрастают растения и плоды, так и от учения происходят в жизни слушателей добрые дела; 3) семя произрастает различно, – хорошо на хорошо приготовленной, худо на худо приготовленной земле; так и учение действует различно: иные слушают и исполняют учение; а иные и слушают, но не принимают, или и принимают, но не исполняют учение. В притче о сеятеле, Господь показал, как трудно устроение царства Христова или церкви Божией среди испорченных грехом людей. **Паде при пути** (упало при дороге) и пр. т. е. около той дороги, которая идет чрез поле и на которой, как на месте твердом, невозделанном, семя лежало на поверхности и потому легко могло быть поклевано птицами и потоптано прохожими. **На камени**, т. е. на места каменистая, где немного было земли, т. е. где лежал только тонкий слой земли на каменистом месте, и потому нельзя было корню углубиться, и от солнца ростки скоро погорели, засохли; почему у еванг. Матфея и Марка здесь прибавлено: //когда взошло солнце, семя увяло, и, как не имело корня, засохло// [[new:mf:13:06|(Мф. 13:6;]] [[new:mk:04:06|Мк. 4:6)]]. В терние. Под словом терние разумеется сорная трава, которая обыкновенно очень скоро растет и потому заглушает хорошие растения, напр, пшеницу. Можно разуметь и дерево терн, потому что на востоке поля часто разделяются терновою изгородью, и семя, попавшее в землю близ терна, легко может быть заглушено им: терн, разросшись, лишает ростки семени воздуха и света, а корнями своими поглощает все соки в почве. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его** См. Толкование на [[new:lk:08:04#lopuxin_ap|Лк. 8:4]] [<10>]