[<10>] ====== Толкования на Лк. 8:11 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 11-15 **Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!** Три разряда людей, кои не спасаются по этой притче. К первому относятся те, кои подобны семени, упавшему при пути, то есть совершенно не приняли учения, ибо как дорога утоптанная и избитая, не принимает семени, потому что она жестка, так и жестокосердые совершенно не принимают учения, потому что хотя они и слушают, но без внимания. К другому относятся те, кои подобны семени, упавшему на камень, то есть те, кои хотя и приняли учение, но потом, по немощи человеческой, оказались бессильными перед искушениями. Третий же разряд, - это те, кои знают учение и, однако ж, подавляются заботами житейскими. Итак, три части погибающих, а одна - спасающихся. Таким образом, спасающихся мало, а погибающих - очень много. Смотри, как Он говорит относительно подавляемых заботами житейскими: не сказал Он, что они подавляются богатством, но заботами о богатстве. Ибо не богатство вредит, а заботы о нем. Потому что многие получили пользу от богатства, раздав его на утоление голода бедных. Приметь, пожалуй, и точность евангелиста, как он сказал о спасающихся:// "услышав слово, хранят его"//. Это сказал он ради тех, кои при пути; ибо сии не содержат учение, но диавол уносит его у них. //"И приносят плод"// - это сказал Он ради тех, кои подавляются заботами житейскими и не выдерживают до конца, ибо таковые, то есть не носящие до конца, не приносят плода. //"В терпении"// - сказал ради тех, которые на камени; они и принимают учение, но, не устояв против нашедшего искушения, оказываются негодными. Видишь ли, как Он сказал о спасающихся: //"хранят и приносят плод в терпении"// и через эти три свойства отличил их - от не содержащих, каковы те, которые при пути, от не приносящих плода, каковы те, которые в терниях, и от не переносящих нападшего на них искушения, каковы те, которые на камени. **//Толкование на Евангелие от Луки.//** ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 11-12 **Есть же сия притча: семя есть слово Божие: а иже при пути, суть слышащии, потом же приходит диавол и вземлет слово от сердца их, да не веровавше спасутся** Одно //(иное) семя// падает// при дороге// (пути) [[new:lk:08:05|(Лк. 8:5)]]. Это семя изображает собою людей, которые слышат слово Божие, по Матфею, слово царствия, или, лучше, учение о царствии, т. е. о царствии Христовом, или христианской церкви на земле, и блаженстве на небе (чит. о царствии в объясн. [[new:lk:08:01|Лк. 8:1]]), и, по Матфею, //не разумеют// [[new:mf:13:13|(Мф. 13:13)]], т. е. по причине закоснения в грехе, не понимают или не принимают учения сего. У таких людей слово Божие лежит как бы на поверхности ума и сердца, подобно семени, упавшему на дорогу, не проникает в их сердце, подобно как семя на дороге не пускает корней вглубь земли; злой же дух этим пользуется – приходит и, подобно птице, похищающей семя с дороги, уносить слово Божие из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. Таким образом для таких людей учение Христово остается совершенно бесполезным и бесплодным. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие** См. Толкование на [[new:lk:08:09#lopuxin_ap|Лк. 8:9]] ===== Прот. Александр (Шмеман) ===== **Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие** Что это за **слово Божие**, к нам обращенное, падающее на нас, как семя? Многие скажут: "Мы никакого слова не слышали, а потому и притча эта к нам не относится!" Но они ошибаются, ибо нет человека, к которому не обращено слово Божие, у сердца которого не стоит, стучась в него, таинственный и вечный Собеседник. Стоит лишь сделать усилие, продумать глубоко собственную жизнь, и откроешь в ней постоянное соприкосновение с иным миром, расслышишь в ней тихий голос, зовущий ввысь. Сколько раз как бы случайно, невзначай входил в нашу жизнь этот призыв — страданием или счастьем! Сколько раз падало в душу это Божественное семя! Но всегда была рядом проторенная, привычная дорога, и камень на сердце, и терние суеты и забот... Но никогда не поздно. Не иссякает семя, не замолкает голос, не прекращается призыв. Стоит только захотеть всеми силами, чтобы было в нас доброе и чистое сердце, как наступит чудо. Слабая жизнь становится сильной, а невозможное — возможным. **//Беседы на радио "Свобода". Неиссякающее семя.//** [<10>]