[<10>] ====== Толкования на Лк. 9:23 ====== ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною** См. Толкование на [[new:mk:08:34#svt_ignatij_brjanchaninov|Мк. 8:34]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною** См. Толкование на [[new:mf:16:24#prav_ioann_kronshtadtskij|Мф. 16:24]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 23-27 **Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов. Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.** Поскольку Христос сказал о Себе, что Сыну Человеческому надлежит много пострадать, то присовокупляет нечто общее и вселенское, именно: не Я один претерплю смерть, но и все желающие последовать Мне должны отречься от самих себя, не иметь никакого общения с плотью, но презирать самих себя. - "//Крестом//" называет здесь смерть самую поносную; ибо не было иной так бесславной смерти, как смерть на кресте. Итак, Он объявляет, что тот, кто желает быть учеником Его, должен умереть смертью не славной, но поносной, будет убит как осужденный. Поскольку же многих убивают поносно как разбойников и злодеев, поэтому Он присовокупил: //"и следуй за Мною"//, то есть упражняйся во всякой добродетели. - //"Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее"//, то есть если кто захочет жить по-мирскому, тот умрет душой. - Христа стыдится тот, кто говорит: как я буду веровать в распятого и поруганного Бога? А тот стыдится и слов Его, кто глумится над простотой Евангелия. Господь постыдится такового //"во славе Своей"//, то есть во второе пришествие. Он говорит как бы так: как домовладыка, имея лукавого раба, стыдится звать его своим рабом, так и Я постыжусь наименовать Своим рабом того, кто отрекся от Меня. - Поскольку Он выше сказал: //"Кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее"//, то теперь, желая показать, каких благ удостоятся таковые, говорит: //"есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие",// то есть ту славу, в какой имеют быть праведные. Сказал Он это о Своем Преображении. Ибо Преображение было образом будущей небесной славы, и как Иисус в Преображении чудно возблистал как молния, так и тогда праведники просияют подобным же образом [[new:mf:13:43|(Мф. 13, 43)]]. Есть, - говорит, - несколько таких (Иоанн, Петр и Иаков), которые не умрут прежде, чем увидят, в какой славе будут Мои исповедники. А увидят они это во время Преображения. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Глаголаше же ко всем: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми** Это учение изложено и у еванг. Матфея [[new:mf:16:24|(Мф. 16:24-]][[new:mf:16:27|27)]] и Марка [[new:mk:08:34|(Мк. 8:34-]][[new:mk:08:38|38)]]. У Матфея оно изложено короче, а у Марка и Луки почти в одних и тех же словах. Оно высказано И. Христом после учения Его о Своих страданиях и смерти [[new:lk:09:22|(Лк. 9:22)]]. В этих и дальнейших словах Иисус Христос учит о кресте Своих учеников или последователей. Ап. Петр, по Евангелиям Матфея и Марка, выражал желание, чтобы Господь не страдал, но Господь в это время высказал, что страдания неизбежны и для всякого Его последователя. У еванг. Матфея здесь поставлено слово //тогда//, т. е. после того, как И. X. предсказал о предстоящих Ему Самому страданиях и смерти [[new:lk:09:22|(Лк. 9:22)]]. **Ко всем**. У Матфея: //ученикам Своим//, т. е. слушающим Его учение, Апостолам и всем другим, принимающим Его учение, – всем христианам. **Кто хочет** итти** за Мною** (по Мне), т. е. кто хочет быть Моим учеником или последователем. Следовать за кем значит быть учеником того, принять учение его ([[old:4ts:06:19|4 Цар. 6:19]] Сл. [[new:mf:04:19|Мф. 4:19]]). **Да отвержется себе** – отвергнись себя, т. е. откажись от собственной твоей воли и расположений, так как со времени грехопадения прародителей люди очень склонны ко злу [[new:rim:07:18|(Рим.7:18)]] и предайся святой и спасительной воле Божией; ради Христа будь готов на всякие лишения, гонения, скорби и страдания, если бы Господь послал тебе их; откажись от всего, что удаляет от Христа, как бы тебе ни было больно это. «Отрекается сам себя тот, пишет св. Василий Вел., кто совлекается ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, отрекается и от всех мирских пристрастий, которые могут препятствовать благочестивым намерениям. Совершенное же отречение состоит в том, чтобы быть беспристрастным и к самой жизни». **Возмет крест свой** – возьми крест свой, т. е. будь готов на всякие страдания и искушения, и на самую смерть, и даже позорную смерть. Выражение взято от обычая, по которому осужденные на крестную смерть сами должны были нести крест до места казни. Так нес крест Свой Христос Спаситель. Сам Иисус Христос вошел в славу крестом; чтобы войти в Его славу, и последователю Его нужно прежде сделаться участником в Его страдании (Воскр. Чт.), чрез терпение всего скорбного – даже смерти. Таким образом, взять крест свой, это значит то, что мы, следуя за Христом, должны быть готовы перенести столько страданий и искушений, сколько на каждого пошлет наказующая, очищающая и вместе милующая судьба всем управляющего Провидения Божия. Ибо и Христос не избирал и не умножал Себе страдания, а принял те, какие предуставила Ему премудрость, правда и судьба Отца Его (Тр. Л.). //По Мне грядет// – следуй за Мною, т. е. будь Моим послушным учеником, последователем – делай и живи так, как Я учил Своим словом и примером; не только терпи, но и соблюдай всякую добродетель (Злат.). Господь говорит: **кто хочет**, этим Он показывает, что Он не заставляет, не принуждает насильно, но предоставляет каждому на собственную волю. Св. Златоуст замечает при этом: Говоря так, Господь сильнее убеждал последовать Себе, ибо принуждая, мы часто отвращаем, а предоставляя слушателю свободу, больше привлекаем. Кроткое обращение действительнее принуждения». //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною** См. Толкование на[[new:lk:09:18#lopuxin_ap| Лк. 9:18]] [<10>]