[<10>] ====== Толкования на Лк. 9:29 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею** См. Толкование на [[new:mf:17:01#svt_grigorij_palama|Мф. 17:1]] **//Омилия 34. На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.//** ---- См. Толкование на [[new:mf:17:02#svt_grigorij_palama|Мф. 17:2]] **//Омилия 35. Преображение Господне.//** ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею** Можете представить, или лучше сказать, невозможно и представить, как молился Отцу – Сын Единородный, Возлюбленный, в минуты столь важные! Евангелисты не сказывают нам, что именно было предметом Его молитвы. Но это отчасти видно само собою. Как для нас в деле спасения нет ничего, так и для Богочеловека в деле служения сему спасению, не было ничего важнее Креста [[new:lk:09:22|(Лк. 9:22–24)]]. Мог ли посему самому Крест сей быть забыт в молитве на Фаворе? Моисей и Илия, конечно, не столько сами начали, сколько продолжали начатую в молитве беседу Богочеловека с Отцом, но они – //«глаголаста исход Его!»// [[new:lk:09:31|(Лк. 9:31)]]. Но что бы ни было предметом Фаворской молитвы Иисусовой, только молитва сия была из самых необыкновенных даже между Его молитвами, ибо, **«егда моляшеся, видение лица Его ино»**: оно //«просветися яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет»// [[new:mf:17:02|(Мф. 17:2)]], //«блещащяся»// [[new:mk:09:03|(Мк. 9:3)]]. То есть, – сколько можно изъяснять подобные явления слабым словом человеческим, – молитва до того возбудила и подвигла сокрытую в человечестве Иисусовом полноту Божества, что она, преисполнив душу Богочеловека светом своим, проникла сквозь тело и просияла в лице; не вмещаясь здесь, осияла и преобразила самую одежду. Если вы, братие, читывали жизнеописания святых, то, без сомнения, припомните теперь, что, при всей Божественности настоящего чуда, нечто подобное происходило и в жизни святых. И они иногда, во время молитвы, от внутреннего восторга души, распаленной любовью к Богу, казались окруженными светом небесным и принимали вид прославленный – например, Арсений Великий (Четий Минеи, 8 мая), Феодор Эдесский (9 июля), Григорий Омиритский (19 декабря). Тем естественнее было это в молитве Богочеловека, в Коем Божество, как ни скрывалось под завесою человеческой плоти, при всяком особенном случае обнаруживало свое присутствие, и "блистало", по выражению Церкви, как молния (служба на Преображение Господне). **//Беседа в день Преображения Господня.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею** См. Толкование на [[new:mf:17:01#prp_maksim_ispovednik|Мф. 17:1]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею** Чудное преображение. Вид лица сделался другой, не земной, а небесный, боголепный; одежда получила необыкновенную белизну и блистание молнии. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею** См. Толкование на [[new:lk:09:28#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 9:28]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 29-31 **И бысть егда моляшеся, видение лица Его ино, и одеяние Его бело блистаяся. И се, мужа два с Ним глаголюща, яже беста Моисей и Илиа, явльшася во славе, глаголаста же исход Его, Егоже хотяше скончати во Иерусалиме** Это значит, что Христос явился в Своей Божеской небесной славе, – отчего и лице Его просияло и одежды Его побелели (Мих.). «Молния Божества Его возблистала сквозь облако Его человечества.» (Архиеп. Никанор). Молитва на Фаворе до того возбудила и подвигла сокрытую в человечестве Иисусовом, полноту Божества, что, преисполнив душу Богочеловека светом своим, проникла сквозь тело и просияла в лице; не вмещаясь здесь, осияла и преобразила самую одежду (Инн. Херс.). Для чего преобразился Господь и почему являлись при Его преображении свв. Моисей и Илия? Причина, по которой Иисус Христос преобразился, следующая. Он преобразился и для того, чтобы показать Своим Апостолам, что Он есть Сын Божий, сошедший с неба для спасения людей, и что Он, хотя и будет страдать и умрет, как не один раз, – напр., незадолго и до самого преображения – предсказывал Он, но, как Бог, может воскреснуть. «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние», поет церковь Господня в день Его преображения. С другой стороны, при преображении Иисус Христос показал ту славу, которая ожидает учеников Его на небе. Хотя и придется и им тоже, подобно Ему, страдать на земле и от злых неверующих и нечестивых людей, и от своей собственной наклонности ко злу, как Иисус Христос не раз – также незадолго до Своего преображения – также предрекал им; но зато на небе будет у них великое блаженство: //хорошо// (добро есть) //нам здесь быть//, говорили Апостолы во время преображения [[new:lk:09:33|(Лк. 9:33)]]. В этом представлен образ райского блаженства праведников. Явились же во время преображения свв. пророки Моисей и Илия по следующим причинам: 1) Моисей и Илия были главными из ветхозаветных пророков. Явясь, они показали тем, что Иисус Христос есть именно тот обещанный Мессия, о котором предсказали пророки; 2) – что Он есть Владыка над небом и землею, над жизнию и смертию, Он повелел небу, и привел Илию, дал мановение земле, и воскресил Моисея (Ефр. Сир.). Если Он воскресил многолетнего мертвеца (Моисея), тем паче может воскреснуть Сам (Феоф.), и 3) чтобы те, которые почитали И. Христа за Илию или за кого-либо из древних пророков (чит. [[new:lk:09:06|Лк. 9:6-]][[new:lk:09:08|8]]), видели различие между Ним, как Господом, и пророками, как Eго рабами. Пророки Моисей и Илия явились **во славе**, т. е. в том славном виде, в каком святые пребывают на небесах. Спросит ли кто: как узнали Апостолы пророков Моисея и Илию? Конечно, по откровению Божию. Несомненно, что отражение славы Господа могло просветить их духовные очи в это время. (Прот. Горск.) **Глаголаста исход** (говорили об исходе) **Его**, т. е. о предстоящей Господу смерти, – о страдании Его и о последующем за смертию – воскресении. Об этом обстоятельстве тоже говорит один Лука. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею** См. Толкование на [[new:lk:09:28#lopuxin_ap|Лк. 9:28]] [<10>]