[<10>] ====== Толкования на Лк. 9:42 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его** См. Толкование на [[new:lk:09:37#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 9:37]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Еще же грядущу ему, поверже его бес и стрясе. Запрети же Иисус духови нечистому, и изцели отрока, и вдаде его отцу его** **Поверже его бес и стрясе** (стал бить). Это значит, что, при виде Господа, с бесноватым сделался один из бывавших с ним ужасных припадков. Откуда произошла такая дерзость со стороны диавола, что он не вдруг оставил свою жертву, но, при виде Господа, сотряс и начал мучить бесноватого, даже и тогда, когда Господь повелел ему выдти из отрока и, по Марку [[new:mk:09:25|(Мк.9:25-]][[new:mk:09:26|26)]], //впредь// не входить //в него//? Это сделано, как замечает св. Златоуст, для вразумления предстоящих, которые должны были увидеть на опыте, как дерзок диавол, и как, несмотря на свою дерзость, он трепещет пред Господом. Притом же изгнание духа нечистого было предзнаменованием освобождения всего человечества от власти диавола. Господь, хотя и избавил нас от власти ада, однакож диавол и теперь может искушать человека, и небрегущий о своем спасении легко может подвергнуться его власти. По Евангелию Марка, Господь спросил отца бесноватого отрока: //как давно это// (т. е. болезнь) //сделалось с ним//? Господь, конечно, знал и прошедшее, и настоящее, и будущее бесноватого, но спрашивает для того, чтобы показать Свое сострадание к нашим немощам и расположить к живой вере в Него. Предстоящие, может быть, не обратили бы внимания на чудо Его, если бы Он немедленно исцелил бесноватого, но расспросами о времени болезни Иисус Христос хотел показать, что болезнь была опасна и неизлечима, и что она могла быть уничтожена только всемогуществом Врача небесного. Вместе с тем показывает, что, как бы продолжительно ни было наше служение греху, мы всегда можем освободиться из-под власти его, если обратимся за помощью к Нему, Спасителю своему (Барс.). У еванг. Матфея и Марка повествуется, что, после чуда исцеления бесноватого, Апостолы наедине спросили И. Христа: //почему же мы не могли изгнать беса//? Тогда Иисус Хр. сказал им: //по неверию вашему, ибо, истинно говорю вам: если будете иметь веру с горчичное зерно// [[new:mf:17:19|(Мф. 17:19-]][[new:mf:17:20|20)]], т. е. такую малую веру, как зерно горчичное, которое есть самое малое из семян, но только веру искреннюю, сердечную, //и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет//, т. е. будете совершать такие дела, которые кажутся совершенно невозможными – будете совершать чудеса, //и ничего не будет невозможного для вас//. //Сей же род//, т. е. демоны, //изгоняется// (ничим же может изыти), //только молитвою и постом// [[new:mf:17:21|(Мф. 17:21)]], потому что пост и молитва, отрешая человека от всего земного, вводят его в общение с Богом, и чрез то укрепляют его веру, привлекают благодать Божию и дают ему чудотворную силу. «Кто молится и постится, пишет св. Златоуст, тот имеет два крила легчайшие самого ветра, он быстрее огня и выше земли, потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов.» Это мы видим из житий святых подвижников. «Видите ли потребность и пользу поста, соединенного с молитвою? замечает при этом Филарет, митрополит Московский. Апостолам он нужен, нам ли не нужен? Чудотворцам он помогает, можем ли мы пренебрегать его помощию? Победе над мучительным и преобладающим духом зла он способствует, не ближе ли будет способствовать к укрощению плоти, воюющей против духа?» «Каждый, одержимый страстью, грешник, говорит один из духовных писателей, есть в духовном смысле бесноватый и требует исцеления, т. е. очищения души его от страстей; а это исцеление не может совершиться без поста и молитвы». По Евангелию Марка, И. Христос, прежде чем исцелил бесноватого, заметил отцу его: //если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему//. И когда отец смиренно и со слезами сказал Господу: верую, //Господи! Помоги моему неверию// [[new:mk:09:23|(Мк. 9:23-]][[new:mk:09:24|24)]], – исцелил отрока. //Помоги неверию моему//, т. е. – Господи, я готов веровать всею душою, но не могу: неверие против моей воли вторгается в душу и ослабляет веру, прогони неверие из моей души, не поставь мне его во грех, и я готов веровать в Тебя всем своим сердцем. Этими словами отец показывал сознание своего неверия и вместе великое смирение, а чрез то укрепилась его вера, и Господь наградил веру исцелением сына. Итак вот нам самое действительное средство для приобретения веры, если бы когда вера ослабела, – это молитва о вере словами отца бесноватого отрока: «//Господи, помоги моему неверию//». //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его** См. Толкование на [[new:lk:09:28#lopuxin_ap|Лк. 9:28]] [<10>]