[<10>] ====== Толкования на Лк. 9:47 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою** См. Толкование на [[new:lk:09:46#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 9:46]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 47-48 **Иисус же ведый помышление сердец их, приемь отроча, постави е у Себе и рече им: иже аще приимет сие отроча во имя Мое, Мене приемлет: и иже аще Мене приемлет, приемлет пославшаго Мя: иже бо менший есть в вас, сей есть велик** **Приемь отроча** (ваяв дитя), **постави е** (его) **у Себе**, по Марку, //среди их// [[new:mk:09:36|(Мк. 9:36)]], т. е. Апостолов. Поставил для примера им. По преданию, это дитя был Игнатий, впоследствии епископ и священномученик Антиохийский, прозванный частию вследствие сего Богоносцем. **Кто** (иже аще) **примет отроча** (дитя) **сие во имя Мое, тот принимает Меня**. **Примет**, т. е. будет с любовию обращаться с ним, помогать ему, в чем он нуждается. **Дитя**, т. е. не только дитя в собственном смысле, но и всякого человека, уподобляющегося дитяти по его нравственным качествам: простосердечию, незлобию и смирению, – всякого истинного последователя Христова (Злат.). **Во имя Мое**, т. е. ради того, что он исповедует Мое имя, есть Мой ученик, а не по каким-либо другим причинам. **Принимает Меня**, т. е. делает доброе как бы Мне Самому: //поелику сие вы сделали одному из братий Моих меньших, то сделали Мне// [[new:mf:25:40|(Мф. 25:40)]], поясняется у ев. Матфея. **Пославшаго Меня**, т. е. Бога Отца, первое лицо Св. Троицы [[new:in:11:42|(Ин.11:42)]]. **Меньший есть в вас, сей есть велик** (кто из вас меньше всех, тот будет велик). Подобные слова сказаны были И. Христом Апостолам при другом случае, это – когда двое из ближайших к Нему Апостолов – Иаков и Иоанн – просили себе высших мест, а следовательно и высших почестей в Его царстве, а прочие Апостолы негодовали на просителей за это. Тогда Господь еще предварил сии слова следующими: //вы знаете, что князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так// [[new:mk:10:42|(Мк. 10:42-]][[new:mk:10:43|43)]]. В тех и других словах Господь показал, какое основное правило членов Его царства, – это не то, что в обыкновенных земных царствах: там властвование, возвышение над другими, а тут смирение и самоотвержение. В Его духовном царстве, т. е. в христианской церкви, //больший и первый должен быть из всех последним и всем слугою//, т.е. должен сознавать себя ниже всех и быть готовым на всякое самоотвержение и на всякое доброе дело для ближнего, не только для высшего, но и для низшего себя. «Как в семье набольший, становясь набольшим, пишет еписк. Феофан, берет к сердцу заботу обо всем семействе и в том честь и преимущество свое поставляет, чтобы всех успокоить, сделать так, чтобы всем было хорошо, так и в обществе христианском хотящий быть наибольшим должен принять на себя полное попечение о христианском удобстве всех в том кругу, в котором находится, и в том роде деятельности, какую он себе избрал». По еванг. Матфею, И. Христос, //поставив дитя посреди Апостолов//, прежде нежели сказать слова: //кто примет одно из таких детей// и пр., сказал следующее: //Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное; кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном// [[new:mf:18:03|(Мф. 18:3-]][[new:mf:18:04|4)]]. Мое царство совсем не такое, каковы земные царства и каковым вы представляете его, как бы так говорил Иисус Христос Апостолам этими словами. И чтобы войти в Мое царство, требуется не то, чтобы только считаться Моим учеником, а для этого необходимы особенные условия: это – обращение и детство. Обратиться – это значит изменить свои ложные мысли о царстве Мессии, отказаться от чувственных ожиданий относительно сего царства, усвоить себе истинные понятия об этом царстве и оставить тщеславные надежды на места в царстве Мессии (Мих.), – словом, обратиться от честолюбия к смиренномудрию, от лукавства к незлобию. Детство, это – уподобление детям, которые обыкновенно бывают чужды гордости и тщеславия, зависти и сварливости и всех, подобных сим, страстей; а, напротив, украшены многими добродетелями, как-то: простосердечием, незлобием, смирением, спокойствием, и которые ни одною из этих добродетелей не гордятся. «Младенца, хотя бы поносили, хотя бы хвалили его, он ни в первом случае не досадует и не укоряет, ни в последнем не гордится». (Злат.) //Не войдете// (внидите) //в Царство Небесное//, т. е. не будете истинными христианами на земле и не удостоитесь блаженства на небе. «Когда мы не имеем указанных качеств младенцев, говорит св. Златоуст, то, как бы ни были велики наши дела, спасение наше сомнительно». Словами: //кто умалится, как дитя// и пр. Господь указывает, чем особенно можно заслужить великое место в Его царстве. Это – смирением, каким обыкновенно обладают дети – смирением, по которому человек не возвышает, а считает себя ниже других, и от которого поэтому происходят многие добродетели и которым покрываются многие грехи, тогда как противоположное смирению свойство, – гордость служит причиною всевозможных грехопадений. И в жизни Самого Господа, Пресв. Его Матери и святых всюду мы видим смирение и ни тени самовозвышения. Перед этим Господь прямо говорил апостолам: «//кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою//» [[new:mk:09:35|(Мк. 9:35)]]. //Блаженны нищии духом//, т. е. смиренные, ибо их //есть Царство Небесное//, прежде всего высказал Господь в Своей нагорной проповеди [[new:mf:05:03|(Мф. 5:3)]]. Гордость погубила ближайшего к Господу из ангелов, она погубила и первых людей, мечтавших сделаться подобными Богу, губит и во все времена безчисленное множество людей. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою** См. Толкование на [[new:lk:09:46#lopuxin_ap|Лк. 9:46]] [<10>]