[<10>] ====== Толкования на Лк. 10:1 ====== ===== Прп. Макарий Великий ===== Как земледелец, держа у себя пару волов, возделывает землю: так, подобно сему, и Господь Иисус, сей совершенный и истинный делатель, совокупив Апостолов «**по двема, посла их**», Сам с ними возделывая землю слушающих и истинно верующих. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 28.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 1-3 **После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.** В книге Исхода написано: //"И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев"// [[old:ish:15:27|(Исх. 15, 27)]]. Что случилось тогда исторически и образно, то ныне сбылось в действительности. Елим - значит восхождение. Этим не другое что означается, как то, что мы, восходя в совершеннейшее разумение и в духовный возраст и не останавливаясь, как евреи, на Законе, но востекая в христианство, найдем двенадцать источников, то есть двенадцать верховных апостолов, которые суть источники всякого сладчайшего учения. Найдем и семьдесят финиковых стеблей, то есть (семьдесят) апостолов. Они не называются источниками, но финиками, как воспитываемые и руководимые от апостолов (верховных). Ибо хотя и сих семьдесят апостолов Христос же избрал, но они были ниже двенадцати, и впоследствии были их учениками и спутниками. Итак, сии финики напитались от источников, то есть от апостолов, и нам доставили плод сладкий и вместе умеренно кислый. Учение святых действительно таково: оно не совсем услаждает и ласкает и не совсем стесняет и поражает, но совмещает то и другое свойство, и поистине приправлено солью и соединено с благодатью, как и апостол Павел взывает: //"Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью"// [[new:kol:04:06|(Кол. 4, 6)]]. Господь избирает "//семьдесят//" учеников по причине множества нуждающихся в учении. Ибо как поля с хорошим урожаем требуют много жнецов, так и для верующих, поскольку их имело быть бесчисленное множество, настояла нужда во многих учителях. - Господь посылает их //"по два"// для того, чтобы они были безопаснее и друг другу содействовали. Они ходили пред лицом Его, то есть подобно Иоанну учили: //"приготовьте путь Господу"//[[new:mf:03:03| (Мф. 3, 3)]]. Примечай, как Он прежде сказал:// "молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей"//, а потом Сам Своей властью посылает их. Ибо Он, как истинный Бог, есть поистине Господин жатвы, то есть верующих. - Наперед говорит им о гонениях и о том, что они будут как агнцы среди волков, для того чтобы сии, напав на них неожиданно, не смутили их внезапностью. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **По сих же яви Господь и инех седмьдесят, и посла их по двема пред лицем Своим во всяк град и место, аможе хотяше Сам ити** **По сих** (после сего). Это слово у евангелистов обыкновенно составляет переход от одного повествования к другому, нередко без хронологической связи, как, напр., здесь. **Инех седмьдесят учеников**, т. е. Апостолов, кроме избранных Господом ранее, 12-ти [[new:lk:09:01|(Лк. 9:1)]]. Число 70, подобно как и числа 40 и 7, были особенными у Евреев. Так Моисей избрал помощниками себе в управлении народом 70 старейшин [[old:chis:11:16|(Чис. 11:16-]][[old:chis:11:25|25)]]; синедрион, верховное судилище иудеев составляли 70 членов. Вероятно, по этой причине, сверх 12-ти Господь избрал еще именно 70 Апостолов; а быть может и потому, что, как толкуют некоторые, 70 или лучше 72 составляются из 6, взятых 12 раз, следовательно, Господь избрал сначала по одному Апостолу, а затем по шести на всякое колено народа еврейского. Имена 70-ти Апостолов в точности неизвестны. В святцах именуются они, но там перечисляются вообще Апостольские сотрудники, из которых некоторые обращены гораздо позднее времени, указываемого евангелистом Лукою: //Иаков//, брат Господень, первый епископ Иерусалимский, //Марк и Лука// евангелисты, //Клеопа//, брат Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы, //Симеоне//, сродник Господень, //Варнава//, бывший спутником апост. Павла и называвшийся прежде //Иосия, Иосий//, или //Иосиф//, нарицаемый //Варсава//, и //Иуст, Фаддей, Анания//, крестивший апост. Павла, Архидиакон //Стефан//, первомученик, //Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Тимофей, Тит, Филимон, Онисим, Епафрас, Архипп, Сила, Силуан, Крискент, Крисп, Эпенет, Андроник, Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, Аристовуль, Иродион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт, Ерм, Патров, Ермий. Лин, Гаий, Филолог, Лукий, Иасон, Сосипатр, Олимпан, Тертий, Ераст, Куарт, Евод, Онисифор, Климент, Сосфен, Аполлос, Тихик, Епафродит, Карп, Кодрат, Марк, он же и Иоанн, Зина, Аристарх, Пуд, Трофим, Марк, племянник Варнавы, Артема, Акила, Фортунат, Ахаик, Дионисий// Ареопагит и //Симеон//, называемый Нигер. **Посла** (послал) **по два**. Это сделал с одной стороны Господь потому, что двоим идти на проповедь и безопаснее и охотнее (Феоф.), с другой стороны потому, что двое могли помогать друг другу советами, взаимными услугами, утешать друг друга в неудачах и испытаниях и т. п. (Мих.). Кроме того и по закону Моисееву [[old:vtor:19:15|(Втор. 19:15)]] полагалось не менее двух свидетелей для того, чтобы засвидетельствовать истину чего-либо. **Пред лицем Своим во всякий град и место** и пр. Цель послания 70-ти Апостолов была та, чтобы их проповедию приготовлять иудеев к принятию лично Самого И. Христа и Его учение во время Его путешествия. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти** О послании 70 апостолов на проповедь сообщает только один евангелист Лука. Но наставления, с которыми у него Христос обращается к этим апостолам, представляют собой повторение того, что Господь в Евангелии Матфея говорит 12 апостолам или же заимствование изречений, помещенных в Евангелии Матфея в других местах. //«После сего»//. По-видимому, избрание 70 (согласно некоторым древним кодексам – 72) апостолов случилось вскоре после послания 12-ти (см. [[new:lk:09:01|Лк.9:1]] и сл.). В самом деле, тут сказано, что Господь послал «и» других – а кого же Он послал раньше? Очевидно, не двоих вестников (которые и не названы апостолами, см. [[new:lk:09:52|Лк.9:52)]], а именно 12 апостолов: там стоит только слово «//двенадцать//», а здесь ему соответствующее – «//семьдесят//». «//Избрал//» – точнее: «объявил их назначенными» (ἀνέδειξεν). «//Семьдесят//». Господь мог иметь при этом в виду избрание 70 старшин Моисеем себе в помощники ([[old:chis:11:16|Чис.11:16]] и сл.). Об отношении этой цифры к 70 языческим народам[[old:gen:10:start| (Быт.10)]] не может быть и речи, потому что Господь послал их пред Собою, куда Сам хотел идти, а Он был послан только к погибшим овцам дома Израилева [[new:mf:15:24|(Мф.15:24)]]. //«По два»// (см.[[new:mk:06:07| Мк.6:7]]). //«Куда Сам хотел идти»//. Семьдесят, очевидно, должны были только подготовить людей к принятию Христа, и, скоро исполнив это поручение, они стали опять на уровень простых учеников Христовых. Впрочем, Церковь сохранила и этот почетный чин в своем воспоминании, установив особое празднование лику 70 апостолов, среди которых, однако, есть лица, в то время еще вовсе не бывшие учениками Христа (например, Иаков и Иуда, братья Господни по плоти). ===== Митр. Иларион (Алфеев) ===== **После сего избрал Господь и других семьдесят учеников** В большом количестве рукописей говорится о семидесяти двух учениках вместо семидесяти. На этом основании в современных критических изданиях Нового Завета число «семьдесят два» фигурирует в тексте (а не в подстрочных примечаниях, как это бывает с менее авторитетными чтениями), однако слово «два» берется в квадратные скобки. Такое решение было принято Объединенными библейскими обществами под влиянием крупнейшего специалиста по новозаветной текстологии К. Аланда, который считал «семьдесят два» оригинальным чтением, а «семьдесят» — продуктом гармонической коррекции переписчиков, пожелавших привести число, не имеющее символического или священного смысла, к имеющему таковой смысл. Если число «двенадцать» соответствовало двенадцати коленам Израилевым, то число «семьдесят» соответствует семидесяти старейшинам, которых Моисей избрал из сынов Израилевых ([[old:ish:24:01|Исх. 24:1]]; [[old:chis:11:16|Чис. 11:16]], [[old:chis:11:24|24]]), или семидесяти потомкам Иакова ([[old:ish:01:05|Исх. 1:5]]; [[old:vtor:10:22|Втор. 10:22]]). Церковная традиция, однако, сохранила имена семидесяти, а не семидесяти двух апостолов. В их число вошли евангелисты Марк и Лука, а также некоторые лица, упоминаемые в посланиях апостола Павла или являющиеся адресатами этих посланий. //**Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 1.**// [<10>]