[<10>] ====== Толкования на Лк. 10:2 ====== ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою** Господь видел, что многие из людей, как зрелые колосья на ниве, готовы были к жатве духовной, то есть к обращению в христианство, быв приготовлены к тому заранее. Господин жатвы есть Отец Небесный. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою** См. Толкование на [[new:lk:10:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 10:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **глаголаше же к ним: жатва убо многа, делателей же мало: молитеся убо Господину жатве, да изведет делатели на жатву Свою** По Матфею, Христос высказал эти слова и при избрании 12-ти Апостолов [[new:mf:09:37|(Мф. 9:37-]][[new:mf:09:38|38)]]. В них Господь сравнивает еврейский народ с полем, покрытым спелою жатвою, которое нужно жать (сл. [[new:in:04:35|Ин. 4:35]]), а жнецов мало, и этим говорит, что многие из сего народа ищут царства Мессии и готовы вступить в него, т. е. уверовать во Христа и сделаться Его учениками; но мало руководителей, приготовленных для этого дела. Следовательно Ему, как Спасителю мира, нужно избрать таких руководителей, каковых Он и избирает в лице Апостолов. **Молитеся Господину жатвы** и пр., т. е. молитесь Богу, чтобы Он, как благий и всемогущий, содействовал Ему, Спасителю, образовать новых, не в духе фарисейском (о фарисеях читай в объясн. [[new:lk:05:17|Лк. 5:17]]) и вообще иудейском, учителей и проповедников о наступлении царства Мессии. Еванг. Матфей говорит, что Господь, посылая Апостолов на проповедь, повелел им идти только к евреям, не повелел ходить к язычникам, а также и к самарянам (ст. 6). Это Господь заповедал потому, что, так как со времени Авраама народ еврейский был избран Богом для сохранения истинной веры на земле, сему народу был обещан Мессия, Христос Спаситель и от сего народа имел Он произойдти и среди него явиться; то прежде всех и должна начаться проповедь у евреев [[new:in:04:22|(Ин. 4:22)]] и затем уже после них у всех других народов [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19;]] [[new:mk:16:15|Мк. 16:15)]]. Язычники, это – люди, после столпотворения Вавилонского потерявшие веру в истинного Бога и признававшие за Бога разные, приносившие пользу или вред, твари, напр., солнце, огонь и т. п., прославившихся чем-либо людей, или просто какие выдуманные божества. Назывались эти люди язычниками оттого, что идолопоклонство началось со времени смешения языков, а идолопоклонниками, конечно, от почитания идолов. Самаряне, это был народ, живший в средине еврейской земли или Палестины, между областями Иудеею и Галилеею. Народ этот состоял из смеси иудеев, которые остались здесь от пленения десяти колен Израильского царства Ассирианами, и язычников, которые переселены были из разных областей Ассирийского царства на место отведенных в плен [[old:4ts:17:23|(4 Цар. 17:23-]][[old:4ts:17:24|24)]]. О самарянах чит. в объясн. [[new:lk:09:52|(Лк. 9:52)]]. Из священных книг самаряне принимали только 5 книг Моисеевых, следовательно не принимали писаний пророков. Господь запретил Апостолам идти с проповедию к язычникам и самарянам еще для того, чтобы иудеи не стали обвинять их, что они входят в общение с людьми недостойными, и чуждаться их самих; а также – жаловаться, что ходили к таким людям (Злат.). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою** См. также Толкование на [[new:mf:09:37#lopuxin_ap|Мф. 9:37–38]]. У Луки это изречение имеет несколько своеобразный смысл. Двенадцати апостолов, уже посланных на проповедь, мало для такого великого дела, каким является проповедь о приблизившемся Царстве Мессии. Поэтому, обращаясь к 70 Своим ученикам, Господь велит и им, как раньше 12-ти, сосредоточить свои мысли в молитве об этой великой нужде времени. Помолившись, они поймут все величие своей задачи и встретят с радостью призвание, которого хочет удостоить их Христос. После этих слов у евангелиста есть некоторая пауза. Ученики молятся – и становятся способными принять поручение, какое им дает далее Христос (стих 3 и сл.). [<10>]