[<10>] ====== Толкования на Лк. 10:17 ====== ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Когда семьдесят меньших Апостолов, посланные Господом на проповедь, возвратились к Нему по совершении возложенного на них служения, то с радостью возвестили Господу: «**Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем**». О, как эта радость была справедлива! Как она была основательна! Более пяти тысяч лет господствовал диавол над человеками, уловив их в рабство себе и в родство с собой при посредстве греха, а ныне слышит имя Иисуса – и повинуется человекам, доселе повиновавшимся ему, связывается связанными им, попирается попранными. В ответ ученикам, радующимся о низложении власти бесов над человеками и о приобретении власти человеками над бесами, Господь сказал: «**Се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит**». Дана власть, но предоставлена свобода пользоваться властью и попрать змей и скорпионов, или пренебречь даром, и произвольно подчиниться им. Под именем **змей** святые Отцы разумеют начинания явно греховные, а под именем **скорпий** – прикрытые наружностью непорочности и даже добра. Власть, данная Господом семидесяти ученикам Его, дана всем христианам [[new:mk:16:17|(Мк. 16:17)]]. Пользуйся ею, христианин! Посекай именем Иисусовым главы, то есть начальные проявления греха в помыслах, мечтаниях и ощущениях; уничтожь в себе владычество над тобой диавола, уничтожь все влияние его на тебя, стяжи духовную свободу. Основание для подвига твоего – благодать святого крещения: оружие – моление именем Иисуса. //**Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 17-20 **Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.** Прежде сказал евангелист, что Господь послал семьдесят учеников, а теперь говорит, что они возвратились с радостью о том, что они не только от других каких болезней исцеляли, но избавляли еще от большего зла - от демонов. Смотри, как они далеки от высокомудрия; ибо они говорят Господу: //"о имени Твоем"// повинуются нам бесы, по Твоей благодати, а не по нашей силе. А Господь сказал им: не дивитесь тому, что бесы вам повинуются, ибо начальник их давно низвержен и не имеет никакой силы. Хотя для людей это и не было видно, но для Меня, созерцающего и невидимое, это было видно. Как молния спал с неба сатана потому, что он был светом, архангелом и денницею, хотя теперь и стал тьмой. Если же он спал с неба, то рабы его, разумею бесов, чего не потерпят? Некоторые слова "//с неба"// разумеют так: от славы. Так как семьдесят сказали Господу, что им бесы повинуются, то Он говорит: это и Я знал, ибо Я видел, как сатана спал с неба, то есть лишился славы, которую он имел, и чести. До пришествия Христова его чтили как Бога, а теперь он спал с неба, то есть перестали его почитать за Бога и думать, что он живет на небе. - Се даю вам власть попирать силы его. Ибо змеи и скорпионы суть полки бесов, пресмыкающиеся долу, и те из них, кои язвят более видимым образом, суть змеи, а те, кои более скрытым образом поражают, суть скорпионы. Например, бес блуда и убийства есть змей, ибо он побуждает на видимые злодеяния; а тот бес, который под предлогом болезни, например, преклоняет человека пользоваться банями, благовонными мазями и другими негами, может быть назван скорпионом, так как он имеет скрытое жало и тайно старается ужалить плоть, чтобы послушавшего его ввести в большее преступление. Но благодарение Господу, давшему власть наступать на них! Впрочем, научая учеников не высокомудрствовать, Господь говорит: однако же не тому радуйтесь, что бесы вам повинуются (ибо от сего получают благодеяние другие, именно получающие исцеление), но более радуйтесь тому, что имена ваши на небесах написаны не чернилами, но Божией памятью и благодатью. Диавол спадает с неба, а люди, на земле живущие, написываются на небесах. Итак, истинная радость в том, что имена ваши написаны на небесах и не забываются Богом. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Возвратишася же седмьдесят с радостию, глаголюще: Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем** **Возвратились** (возвратишася). Непосредственно за посланием 70-ти Апостолов, св. Лука говорит уже об их возвращении, хотя без сомнения между посланием и возвращением был более или менее значительный промежуток времени, и можно также с вероятностию предполагать, что они, посланные в разные города и места, возвратились не все вдруг. Евангелист кратко повествует о сем и совмещает все частности события в одном общем рассказе. (Мих.) **И беси повинуются нам о имени Твоем**, т. е. именем Твоим мы повелеваем бесам выходить из одержимых ими, и они выходят. Из всей деятельности эта власть изгонять бесов особенно поразила Апостолов, как более наглядное доказательство их апостольства и силы их Учителя, и вот они возвещают о том Господу **с радостию** (Мих.). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем** Ученики, конечно, не сразу все вернулись из путешествия, но евангелист Лука, изображая только существо дела, представляет их собравшимися в одно и то же время вокруг Христа и рассказывающими о результате их путешествия. Впрочем, евангелист не упоминает о том, как встретили учеников в городах, он считает более важным сообщить разговор Христа с 70 по поводу тех чудотворений, которые они совершали во время своего путешествия. //«И бесы повинуются нам»//. Господь не дал 70 прямого повеления изгонять бесов, как 12-ти[[new:lk:09:01| (Лк.9:1).]] Поэтому-то 70 так и обрадовались, когда их попытки изгонять бесов из бесноватых увенчались успехом. //«О имени Твоем»//, т. е. как только мы провозглашали Твое имя (ср. [[new:lk:09:49|Лк.9:49]]). [<10>]