[<10>] ====== Толкования на Лк. 10:20 ====== ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах** Господь, даровав ученикам Своим власть попирать змей и скорпионов, присовокупил: «**Обаче о сем не радуйтеся, яко дуси повинуются вам: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех**». «Радуйтесь не столько о том, – говорит блаженный Феофилакт, – что бесы вам повинуются, сколько о том, что имена ваши написаны на небе, не чернилами – Божественной благодатью и Божией памятью», молитвой Иисусовой. Таково свойство молитвы Иисусовой: она возводит с земли на небо делателя своего, и включает его в число небожителей. Пребывание умом и сердцем на небе и в Боге – вот главный плод, вот цель молитвы; отражение и попрание врагов, противодействующих достижению цели – дело второстепенное: не должно оно привлекать к себе всего внимания, чтобы сознанием и созерцанием победы не дать входа в себя высокоумию и самомнению, не претерпеть страшного поражения по поводу самой победы. //**Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.**// ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== «//О сем разумеют вси, яко// Божии //ученицы есмы//» [[new:in:13:35|(Ин.13:35)]], «**не яко беси нам повинуются**,... **но яко имена наша написана суть на небеси** смирения». //**Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах** Для духовной радости душе недостаточно владычествовать над страстями, если она при этом не стяжает добродетели исполнением заповедей. Ибо [сказано]: **Не радуйтесь, что духи вам повинуются** — то есть действия страстей, **порадуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах** - то есть что они начертаны в месте бесстрастия, благодаря благодати усыновления и через осуществление добродетелей. //**Главы о богословии.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах** Имена семидесяти апостолов уже были в книгах жизни прежде окончания их подвигов земной жизни, когда заслуг с их стороны было еще очень мало: потому что они обращены были из иудеев, потому что Господь предвидел их верность Евангелию: //кого Он предузнал, тем и предопределил// [слав.: //ихже бо предуведе, тех и предустави//] [[new:rim:08:29|(Рим. 8,29)]]. По всей вероятности, и между нами, христианами, есть немало таких людей, коих имена в книгах жизни. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах** См. Толкование на [[new:lk:10:17#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 10:17]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Обаче о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех** **Обаче** (однакож) **о сем не радуйтеся**, т. е. меньше радуйтесь: в Свящ. писании нередко полное отрицание употребляется в смысле ограничения ([[new:mf:06:25|Мф. 6:25-]][[new:mf:06:34|34]] и др.). Но **больше радуйтесь тому, что** (яко) **имена ваши написаны на небесах**, т. е. что вы получите вечное блаженство на небе; так как вечное спасение дороже всяких чудотворений. Выражение быть записанным заимствовано от записей городских или сельских жителей. Быть записанным **на небесах** значит быть гражданином небесного царства, т. е. получить царство небесное. В Священ, писании Господь представляется иногда с книгою пред лицем Его, в которой записываются имена и дела верных рабов Его ([[old:ish:32:32|Исх. 32:32-]][[old:ish:32:33|33;]] [[new:otkr:03:05|Откр. 3:5]] и др. (Мих.). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах** Впрочем, вы должны радоваться не столько тому, что у вас есть такая власть, а тому, что вам предстоит со временем получить высшее блаженство в Царстве Небесном. Еще в Ветхом Завете встречаются поэтические места, в которых Бог изображается ведущим у Себя книгу жизни, в которую вносит имена людей, заслуживающих быть гражданами Небесного Царства ([[old:ish:32:32|Исх.32:32]] и сл.; [[old:ps:068:29|Пс.68:29;]] [[old:is:04:03|Ис.4:3]]). В эту книгу записаны и 70. [<10>]