[<10>] ====== Толкования на Лк. 10:41 ====== ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом** См. Толкование на [[new:lk:10:38#svt_ignatij_brjanchaninov|Лк. 10:38]] ===== Прп. Макарий Великий ===== **Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом** См. Толкование на [[new:lk:10:40?&#prp_makarij_velikij|Лк. 10:40]] **//Великое послание.//** ---- Ст. 41-42 Дело молитвы и служения слову, совершаемое надлежащим образом, выше всякой добродетели и заповеди. И сему свидетель Сам Господь. Ибо когда пришел в дом Марфы и Марии, и Марфа занята была служением, а Мария сидела у ног Его, и наслаждалась сладостию Божественных уст Его, сестра же порицала ее, что не помогает ей, и потому приступила с жалобою ко Христу: тогда, отдав преимущество главнейшему пред второстепенным, Господь сказал; **«Марфо, Марфо печешися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу, Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея»**. Сие же Он сказал, как заметили уже мы, не дело служения осуждая, но отдавая, без сомнения, преимущество большему пред меньшим. Иначе, допустил ли бы Он сие служение? Почему и Сам оказывается исполнителем сего, умыв ноги ученикам? Но Господь столько далек от намерения воспрещать служение, что и ученикам повелевает таким же образом поступать друг с другом. А можешь также видеть, что и сами Апостолы, которые сначала совершали служение при трапезах, предпочли сему высшее дело, разумею молитву и служение слову. Ибо сказали: несправедливо //«нам, оставльшим слово Божие, служити трапезам»//. Но //«помолившись, мужи исполнены Духа Святаго поставим над службою сею: мы же в служении слова пребудем и в молитве»// [[new:act:06:02|(Деян. 6, 2–4)]]. Видишь, как первое предпочли второму, хотя знали, что то и другое суть отрасли одного доброго корня. **//Слово 4. О терпении и рассудительности.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом** Или не скажем, что Мария лучше Марфы? Предпочтя ее за неразвлекаемость той, которая развлекалась и заботилась о служившем к успокоению плоти, Господь говорит не Марии, но полагающей, будто бы делает нечто великое, и потому имеющей нужду в совете и исправляет ошибочное ее предположение, сказав: **«Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу: Мариа же благую часть избра, яже не отимется от нея»**. Хотя беспокойство Марфы происходило от рачения услужить Ему, но не похвалена она за сие усердие, а заслужила упрек за то, что, оставив быть, подобно Марии, внимательною к слову и пользе своей души, печется о том, чтобы не было у ней недостатка в чем-либо, потребном для дорогого угощения, и была предложена трапеза, отличающаяся обычным щедрым страннолюбием. А что Господь, намереваясь осудить неуместную рачительность, двукратно произнес имя и сказал: **«Марфо, Марфо»**, может быть, сие было действием изъявляющего сожаление и кивающего головою при виде беспокойства напрасного, почитаемого необходимым, ибо знал Господь, что оставляемое Марфою в нерадении к преуспеянию в благочестии полезнее того, о чем она старалась. **//О том, что пребывающие на безмолвии в пустынях преимуществуют пред живущими в городах, хотя многие из неопытных противного сему мнения.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом** См. Толкование на [[new:lk:10:38#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 10:38]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Отвещав же Иисус рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе** См. Толкование на [[new:lk:10:40#prot_ioann_buxarev|Лк. 10:40]] ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом** Господь на это, тоном некоторого дружеского упрека, сказал Марфе, что напрасно она так старается о приготовлении большого угощения. [<10>]