[<10>] ====== Толкования на Лк. 11:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих** Господь многое совершал, чтобы показать нам пример. С тем же намерением Он и молитвы многие совершал. Когда ученики приступили к Нему и просили Его научить их молиться [[new:lk:11:01|(Лк. 11:1)]]; что надлежало ему сделать, скажи мне? – Не научить их молиться? Но Он затем и пришел, чтоб возвесть их во всякое любомудрие. Но если надлежало научить молитве, то надлежало и Самому молиться. Скажешь, что это можно было сделать и словом одним? Но учение словами не так сильно действует на обучаемых, как учение делами. Почему Он и учит их молитве не словами только, но и Сам делает тоже, молится по целым ночам в уединенных местах, научая нас и внушая, когда намереваемся беседовать с Богом, бегать шума и молвы житейских, и удаляться в пусто место, приспособляя притом к молитве не место только, но и время. Пустынь – не гора только, но и какое либо жилище, недоступное для шума. Также когда благословлял Он хлебы, то воззрев на небо, помолился [[new:mk:06:41| (Мф. 6:41)]], чтоб научить нас не прежде вкушать от трапезы, как по возблагодарении создавшего плоды Бога. **//Святые отцы о молитве и трезвении.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих** Мне кажется, что Господь сказавшим Ему: «**научи ны молитися**», подал такую мысль, а именно, что молитва преспевает не словами, а жизнию, когда сказал: «//аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец небесный//» грехи ваши [[new:mf:06:14|(Мф. 6:14)]]. //**О надписании псалмов.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 1-4 **Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого** Ученик Христов ревнует к ученикам Иоанновым и потому желает научиться как молиться. Спаситель не отверг желания учеников, но научает. - "//Отче наш, - //говорит//, - сущий на небесах"//. Примечай силу молитвы. Она тотчас возводит тебя к горнему и, поскольку ты именуешь Бога Отцом, убеждает тебя всячески не терять подобия Отцу, но стараться уподобляться Ему. Не сказал //"Отче мой"//, но //"Отче наш"//, возбуждая тебя к братолюбию и побуждая любить всех, как братьев вообще. Сказав: //"на небесах"//, не ограничивает ими Бога, но слушателя возводит к небесам и отводит от земного. - //"Да святится имя Твое"//, вместо //"да прославится"//, то есть устрой нашу жизнь так, чтоб она была во славу Твою. Ибо как злыми хулится имя Божие, так ведущими добрую жизнь прославляется. - //"Да приидет Царствие Твое"//. Грешник не молится о Царствии Божием, ибо не желает его пришествия по причине ожидающих его там наказаний. Напротив, праведник молит, чтоб оно пришло скорее, чтобы ему освободиться от здешних искушений и успокоиться. - //"Да будет воля Твоя"//, как на небе - у Ангелов, так и у нас людей на земле. Ибо Ангелы все и во всем действуют по воле Божией. - Научает просить "//хлеба//" только "//насущного//", то есть полезного для нашего существования и для поддержания жизни, отнюдь не лишнего, но необходимого. - Не входить в искушение - значит не порываться на искушения. Ибо нам должно молить Бога не о том, чтобы Он наслал на нас искушение, но о том, чтобы отвратил оное; а если постигнет, должно с мужеством переносить оное. Нужно сказать, что искушений два вида. Одни - произвольные, например, пьянство, убийство, прелюбодеяние и прочие страсти; ибо сим искушениям мы сами подпадаем произвольно. Другие искушения - невольные, коим подвергают нас владыки и сильные. От произвольных-то искушений, то есть от страстей, нам должно убегать, молиться об избавлении от них и говорить //"не введи нас"//, то есть не попусти нам впасть //"в искушение"//, то есть в произвольную страсть, - //"Но избавь нас от лукавого"//. Ибо он наводит невольные и вольные искушения. Поэтому, когда ты невольно терпишь искушение от человека, не человека этого считай виновником твоего искушения, но лукавого. Ибо он наущает человека яриться на тебя и неистовствовать. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И бысть внегда быти Ему на месте некоем молящуся, (и) яко преста, рече некий от ученик Его к нему: Господи, научи ны молитися, якоже и Иоанн научи ученики своя** И еванг. Матфей в своем Евангелии излагает молитву Господню, и излагает одинаково с св. Лукою, разнясь только в некоторых словах ([[new:mf:06:09|Мф. 6:9]] и дал.). Он помещает молитву в нагорной проповеди и не говорит, как еванг. Лука, о поводе, по которому высказана молитва Господом. Надобно полагать, трактует еписк. Михаил, что еванг. Матфей по связи речи поместил ее в изложении нагорной беседы, еванг. же Лука помещает при сказании о том случае, по которому она действительно произнесена. **На месте некоем молящуся**. В Евангелии св. Луки замечается особое пред прочими евангелистами обстоятельство: он часто говорит о том, что Господь молился, – напр., при крещении [[new:lk:03:21|(Лк.3:21)]], в пустыне [[new:lk:05:16|(Лк. 5:16)]], пред избранием Апостолов [[new:lk:06:12|(Лк. 6:12)]], в уединении [[new:lk:09:18|(Лк. 9:18)]], пред преображением [[new:lk:09:28|(Лк. 9:28-]][[new:lk:09:29|29)]]. **На некоем** едином **месте**. Надобно полагать, – на месте, недалеком от Вифании [[new:lk:10:38|(Лк. 10:38)]]; быть может, на горе, и на горе Елеонской близ Иерусалима, потому что Господь любил молиться, восходя на горы. **Якоже** (как) **и Иоанн научи ученики своя**. Из Евангелия не видно, какой особенной молитве научил Иоанн учеников своих; но что действительно научил, об этом свидетельствует настоящее место, и есть еще намек на тоже выше ([[new:lk:05:33|Лк. 5:33]] Мих.). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих** Неизвестно, в какое время и где Господь однажды совершал молитву, – вероятно, в некотором отдалении от Своих учеников. По окончании этой молитвы один из учеников обратился к Господу с просьбой научить их молиться, т. е., конечно, дать какую-либо определенную формулу молитвы, как это сделал Креститель для своих учеников (ср. [[new:lk:05:33|Лк.5:33]]). [<10>]