[<10>] ====== Толкования на Лк. 11:14 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 14-20 **Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.** Немым часто называется тот, кто не говорит; но называется также и тот, кто не слышит, а вернее тот, кто не слышит и не говорит. Кои отроду не слышат, те и не говорят. Это с ними бывает по необходимости. Ибо мы говорим то, чему научаемся чрез слышание. Когда кто не слышит, тот по всей вероятности и не говорит. Разве у кого слух повредился впоследствии, от болезни, тому ничто не препятствует говорить. Приведенный ко Христу был в обоих отношениях нем: и на язык, и на ухо. Он есть образ человеческой природы, которая, будучи одержима от бесов, не способна была ни к слышанию слов Божиих, ни тем более к пересказыванию. Но Господь, придя и изгнав бесов, то есть страстные и бесовские дела, сделал то, чтобы мы не только говорили, но и проповедовали истину. Ибо слова Божии должно не только слушать, но и другим пересказывать. Итак, будем слушать мы, имеющие в себе дела бесовские, думающие других учить и позволяющие называться от людей учителями. Ибо когда выйдет бес, тогда бывает истинная говорливость и учение, а доколе внутри нас находятся произведения демонов (страсти), дотоле не говорим, хотя и кажемся говорящими. - Фарисеи клевещут на чудо и Господа поносят как обманщика. Они говорят: Он дружен с князем бесовским и при его содействии изгоняет бесов. Господь говорит им: как возможно, чтобы бес изгонял другого беса? Это было бы уже разрушением его царства. Ибо если они царство и упокоение поставляют в том, чтобы жить в людях, а их же князь изгоняет их, то явно, что он сам себя разрушает. Ибо и всякое царство, разделившееся и возмутившееся, расстроивается, и дом, разделившийся, падет. Под "//домом//" будешь ли разуметь здание? Хорошо. Ибо и здание стоит дотоле, доколе оно сохраняет соединенность, а когда стены отстанут одна от другой, оно падает. Будешь ли разуметь под "//домом//" живущих в дому? И они, доколе соблюдают мир, стоят, а если восстанут друг на друга, то падают. - Пусть будет и так, что Я изгоняю бесов силой веельзевула; но сыны ваши, то есть апостолы, чьей силой изгоняют? Не очевидно ли, что Моим именем? Как же вы обо Мне говорите, что Я изгоняю чрез веельзевула, нуждаясь в силе его, когда сыны ваши, именно апостолы, изгоняют именем Моим? Подлинно, они будут вас судить. Ибо если они изгоняют именем Моим, то Я Сам, очевидно, не имею нужды в силе другого. Я изгоняю //"перстом Божиим"//, то есть Духом Святым, а не духом лукавым. Духа называет "//перстом//" для того, чтобы ты знал, что как перст одного существа с целым телом, так и Дух Святой единосущен со Отцом и Сыном. А быть может, и не потому ли так называет, что Сын именуется десницей Божией, а на Нем почили семь сил Духа, и не как на орудии Духа, но как на единосущном с Ним; одно же из дарований и действий Духа есть сила врачевать. Говорит, что Я изгоняю бесов "//перстом//" Божиим, то есть дарованием Духа. Ибо как перст есть часть руки, так и дух исцелений был частью тех духов, то есть сил Духа, которые имел Иисус. - Если, - говорит, - Я //"изгоняю бесов"// силой Божией, то подлинно дошло до вас Царствие Божие. А это имеет такой смысл: разрушается наконец царство диавола, и воцаряется Бог, изгоняющий бесов. Ибо слушай, что говорит далее. ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить** //Что означает немой бес в Евангелии?// Душа, глухая к заповедям Господним, одержима немым бесом, когда же Логос Божий рождается в ней через делание заповедей, тогда не только слышит, но и говорит посредством ведения Бога. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И бе изгоня беса, и той бе нем: бысть же бесу изшедшу, проглагола немый: и дивишася народи** Об обоих этих обстоятельствах повествует и еванг. Матфей ([[new:mf:12:22|Мф.12:22]] и дал.), и повествует подробнее, чем св. Лука. Еванг. Лука нечто опускает и изречения Христовы несколько переставляет. О бесноватых чит. в объясн. [[new:lk:04:33|(Лк. 4:33)]]. Немота в этом бесноватом была не естественная, а произведенная находящимся в нем бесом. По сказанию еванг. Матфея, бесноватый был не только немым, но и слепым [[new:mf:12:22|(Мф.12:22)]]. **Дивишася народи**. По сказанию еванг. Матфея, народ так был поражен чудом исцеления бесноватого глухонемого И. Христом, что восклицал о Целителе: «Не это ли Христос, Сын Давидов?» [[new:mf:12:22|(Мф.12:22)]]. Народ мог знать слова прор. Исаии о чудесах во времена явления Мессии: //тогда отверзутся очи слепых и уши глухих откроются и будет славословить язык немого// [[old:is:35:05|(Ис. 35:5-]][[old:is:35:06|6)]]. Поэтому так и восклицал народ об И. Христе. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-26 **Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого** Об исцелении бесноватого немого евангелист Лука говорит, по-видимому, следуя тому источнику, который был близок к Матфею ([[new:mf:09:32|Мф.9:32–34]]), а речь Христа по поводу обвинения, возведенного на Него фарисеями и законниками, излагает, держась ближе всего Евангелия от Марка [[new:mk:03:22|(Мк.3:22–30]]) и частично делая некоторые добавления к сказанию Марка. «//Нем//» (стих 14; см. [[new:mk:09:17|Мк.9:17]]). //«Некоторые»// (стих 15) – это, очевидно, были фарисеи (см.[[new:mf:09:34| Мф.9:34]]). //«А другие, искушая...»// (стих 16). Это прибавление евангелиста Луки (см. [[new:mk:08:11|Мк.8:11]]; [[new:mf:16:01|Мф.16:1).]] //«Но Он, зная...»// (стих 17; см. [[new:mf:12:24|Мф.12:24]] и сл.). //«Перстом Божиим»// (стих 20) – у Матфея: //«Духом Божиим»// [[new:mf:12:28|(Мф.12:28)]]. Лука нередко употребляет такие образные выражения (см. [[new:lk:01:66|Лк.1:66]], [[new:lk:01:71|71, 74)]]. Перст – это внешнее выражение Божеской деятельности (ср. [[old:ish:08:19|Исх.8:19]]). //«Когда сильный...»// (стих 21). Эта притча здесь изложена полнее, чем у Матфея [[new:mf:12:29|(Мф.12:29)]] и примыкает к сравнению, приведенному еще в книге пророка Исаии[[old:is:49:24| (Ис.49:24)]]. //«Кто не со Мною»// (стих 23; см. [[new:mf:12:30|Мф.12:30]]). //«Когда нечистый дух»// (стих 24; см. [[new:mf:12:43|Мф.12:43–45]]). Вероятно, присоединяя этот раздел (стихи 24–26), евангелист Лука хотел объяснить, что, собственно, представляют собой те обычные изгнания бесов, которые совершались и учениками фарисеев. Эти экзорцисты исцеляли человека не навсегда, а только на время и господства сатаны над людьми уничтожить были не в силах. [<10>]