[<10>] ====== Толкования на Лк. 11:21 ====== ===== Прп. Макарий Великий ===== Древо безоружное, Крест без железа и тело мертвое победили и умертвили диавола и ангелов его [[new:mf:25:41|(Мф. 25, 41)]], ибо собственным оружием **Сильнейший**, победив сильного воина, предал смерти его. И ныне (Господь) приходит ко всякой душе, истинно взыскующей Его, и, приближаясь к ней, сокрушает и уничтожает силу тьмы, сковывающую и стерегущую душу. //**Собрание рукописей типа III. Поучение 3.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 21-26 **Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.** Прежде Моего пришествия, - говорит, - сатана был силен и "//охранял//" свой "//дом//", то есть господствовал над естеством человеческим твердо и безопасно. Но когда пришел Я, сильнейший его, тогда Я победил мир и все его "//оружие//", на которое он надеялся, то есть все виды греха. Ибо грех есть оружие диавола, и им-то он смело преодолевал людей. Это все оружие его Я сокрушил, потому что во Мне не нашлось никакого греха [[new:1pet:02:22|(1 Пет. 2, 22)]]; с тех пор он ослабел. И //"похищенное у него"//, то есть людей, которые были как бы добычей его, Я исторг у него и поручаю каждого особому Ангелу, верному хранителю, чтобы вместо беса, у которого он был во власти, управлял им Ангел. - И иначе. Какое общение между Мной и веельзевулом? Мое дело - собирать рассеянных чад Божиих; а его дело состоит в том, что он расточает собранных. Как же вы заключаете обо Мне, что Я имею общение с сатаной? Поистине, такое помышление явилось у вас от того, что вы ныне в большем общении с бесами. Нечистый дух жил в вас и прежде, когда вы служили идолам и убивали пророков. Потом, по-видимому, он вышел из вас. А ныне опять возвратился// "в дом свой"//, то есть в ваши души, с "//семью//" духами, то есть многими (ибо число "//семь//" в Писании часто употребляется в значении "//много//"), и сделал для вас последнее хуже первого. Ибо тогда, когда вы служили идолам, вы убивали пророков, но еще не наносили явного оскорбления Сыну Божию, ради вас явившемуся во плоти. А ныне какая надежда на спасение, когда вы остаетесь при той же неблагодарности и дерзости и после того, как Сын воплотился и ради вас совершает чудеса? - //"Места безводные"// суть души тех, кои не имеют никакой мягкости, (души) черствые и озабоченные собой. Поскольку же лукавый не имеет никакого места к обитанию в таких душах, то он возвращается к иудеям, и последнее для них становится хуже первого. Так, ныне у них нет уже ни пророков, ибо они убили Слово, ни помазания, ибо они распяли Христа (помазанника). Прежде, хотя они и служили идолам, у них видимы были пророки и помазание; а ныне они всего лишились, потому что согрешили против Сына Божия. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 21-22 **Егда крепкий вооружився хранит свой двор, во смирении суть имения его: егда же креплей его нашед победит его, все оружие его возмет, на неже уповаше, и корысть его раздает** Это – третье опровержение. В отношении к И. Христу эти слова имеют следующий смысл: **дом** сильного (крепкого) означает царство сатаны. Господь называет сатану сильным, указывая на его прежнюю большую власть над людьми. (Злат.) **Оружие** сатаны, **на которое он надеялся** (на неже уповаше) **и корысть его** (похищенное у него), по Матфею, //вещи// сатаны, это – демоны, которыми он пользуется для своих злых целей в отношении к людям, и сами люди, исполняющие его волю [[new:in:08:14|(Ин.8:14)]]. Брать **оружие**, по Матфею, //вещи// [[new:mf:12:29|(Мф. 12:29)]] сатаны и разделять **похищенное у него**, значит изгонять бесов. Если Христос изгонял бесов, то Он прямо удостоверял этим, что победил князя бесовского, значит, изгоняет не силою бесовскою. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение** См. Толкование на [[new:lk:11:14#lopuxin_ap|Лк. 11:14]] [<10>]