[<10>] ====== Толкования на Лк. 11:37 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 37-41 **Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто** Хотя Господь знает недоброжелательство фарисеев, однако ж, обедает с ними потому, что они были лукавы и нуждались в исправлении. Ибо для того Он обедает с ними, чтобы иметь повод к улучшению нравов их. Например, и теперь, смотря на неразумный их обычай - умываться пред вкушением пищи, научает, что душа должна быть очищена добрыми делами, так как полоскание водой очищает не душу, а тело. Они, безрассудные, думали, что чрез погружение в воде и омытие тела вместе с телом очищается и душа их. Поэтому Господь воспользовался прекрасным примером чаши. И как время было стола, Он упоминает о чаше и блюде и, заимствуя свидетельство от того, что лежало пред глазами, убеждает фарисея, что как нет никакой пользы, если чаша снаружи чиста, а внутри наполнена всякой грязью, так нет никакой пользы и в том случае, если, при омывании тела, душа исполнена всякой нечистоты, например, хищения и лукавства. Господь сделал намек на две господствующие страсти иудеев: словом "//хищение//" - на любостяжание, словом "//лукавство//" - на зависть и следствия зависти. Итак, никакой нет пользы, если душа находится в таком состоянии. Безрассудные! Не Тот же ли сотворил и душу, Кто сотворил тело, на котором вы так много останавливаетесь? Поэтому вы должны и душу очищать. Потом научает их, как очищается внутренность, именно: указывает на милостыню. Смотри, пожалуй, как Он, указав на милостыню, врачует обе страсти их, разумею зависть и хищения. Ибо кто истинно милостив, тот не будет ни похищать у того, кому он творит милостыню, ни завидовать ему. Итак, поскольку Он порицал в них две страсти, то изгоняет их одним лекарством, именно милостыней, которая есть первая дверь боготворящей любви. А где любовь, там какое любостяжание и зависть? //"Из того, что у вас есть"//, то есть от имения вашего. Хорошо сказал: //"из того, что у вас есть"//, а не просто: //"из того, что есть",// потому что имение находится в сердце любостяжательного и господствует в нем. Почему и Давид заповедует не прилагать сердца к богатству [[old:ps:061:11|(Пс. 61, 11)]], то есть не пригвождать его и не привязывать. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Егда же глаголаше, моляше Его фарисей некий, да обедует у него: вшед же возлеже** **Фарисей некий** (один). О фарисеях чит. в объясн. [[new:lk:05:17|(Лк. 5:17)]]. **Вшед, возлеже** (пришел и возлег), т. е. сидел за обедом. (Чит. в объясн. [[new:lk:05:29|Лк. 5:29]]). Господь знал недобрые, даже злобные отношения к Себе фарисеев, но обедал с ними, потому что желал их исправления, – «чтобы иметь повод к улучшению нравов их», толкует блаж. Феофилакт. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег** //«Когда говорил»// – правильнее: «когда сказал это». //«Он пришел»// для того, чтобы дать вразумление фарисеям (блж. Феофилакт). [<10>]