[<10>] ====== Толкования на Лк. 11:43 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях** См. Толкование на [[new:lk:11:42#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 11:42]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Горе вам фарисеом, яко любите председания на сонмищих и целования на торжищих** **Председания в синагогах** (на сонмищах). Тщеславные фарисеи любили занимать почетные места в синагогах, которые находились тут близ кафедры и обыкновенно занимались старцами. (Об устройстве синагог чит. в объясн. [[new:lk:04:16|Лк. 4:16]]). **Приветствия в народных собраниях** (целования на торжищах), т. е. почтительные приветсвия на торговых площадях, где много народа. У Матфея сказано еще: //предвозлежания на пиршествах// (преждевозлегания на вечерях) [[new:mf:23:06|(Мф. 23:6)]]. Известно, что Иудеи вкушали пищу, не сидя, как мы, за столом, а полулежа. Главные или почетные места были в середине стола, который обыкновенно устраивался при пиршествах в виде буквы П, и их то занимать особенно любили тщеславные фарисеи. У Матфея же говорится, что фарисеи любили название или величание от людей именем: //учитель, учитель// [[new:mf:23:07|(Мф. 23:7)]]. Все это указывало, что фарисеи были очень тщеславны, везде отличали себя от других и искали почета и уважения себе. Св. Златоуст замечает при этом: «Фарисеями овладевало тщеславие и там, где особенно заповедано им было предохранять себя от оного, т. е. в синагогах, куда они ходили учить. На пиршествах это могло бы еще показаться не столь предосудительным, хотя и там учителю надлежит быть образцом. Он должен быть таков не только в церкви, но и везде. Говорит ли, молчит ли, обедает ли, или что другое делает, он во всем должен показывать себя образцом». //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях** (См. [[new:mf:23:05|Мф.23:5–7]]). Евангелист Лука сокращает здесь речь Христа ввиду того, что некоторые ее детали были непонятны для его читателей. [<10>]