[<10>] ====== Толкования на Лк. 12:47 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 47-48 **Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут** //Вопрос//. Если один **«бит будет много»**, а другой **«мало»**; то почему же иные говорят, что нет конца мучению? //Ответ//. Что в некоторых местах богодухновенного Писания сказано, по-видимому, обоюдно и прикровенно, то уясняется сказанным открыто в других местах. Так, Господь то решительно говорит, что //«пойдут сии в муку вечную»// [[new:mf:25:46|(Мф. 25, 46)]], то отсылает иных //«в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его»// [[new:mf:25:41|(Мф.25 41)]], а в другом месте именует //«геенну огненную»// и присовокупляет: //«где червь их не умирает и огонь не угасает»// [[new:mk:09:47|(Мк. 9, 47–48)]]; и еще древле о некоторых предрек чрез пророка, что //«червь их не умрет, и огонь их не угаснет»// [[old:is:66:24|(Ис. 66, 24)]]; потому, если при таком числе подобных свидетельств, находящихся во многих местах богодухновенного Писания, многие еще, как бы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних, обещают себе конец мучению, чтобы свободнее отваживаться на грех, то сие, конечно, есть одна из козней диавольских. Ибо если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не позволяем себе помыслить сего о жизни, то какое основание полагать конец вечному мучению, когда при том и другом одинаково находится приложение //«вечный»//? Идут //«сии»//, сказано, //«в муку вечную, а праведники в жизнь вечную»// [[new:mf:25:46|(Мф. 25, 46)]]. А согласившись в этом, надобно знать, что выражения **«бит будет много»** и **«бит будет меньше»**, означают не конец, а разность мучения. Ибо если Бог есть праведный Судия, не только добрым, но и порочным воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, но или слабейшего, или более пожигающего, другой – червя неумирающего, но опять причиняющего боль или более легкую, или более жестокую, по достоинству каждого, и иной – геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, и другой – тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой, от усиленных мучений, и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная (внешняя), без сомнения, показывает, что есть нечто и внутреннее. И сказанное в Притчах: //«в глубине Преисподней»// [[old:pr:09:18|(Притч. 9, 18)]] дает разуметь, что некоторые находятся во аде, однако не //«в глубине преисподней»//, подвергаясь мучению более легкому. Это можно и ныне заметить в телесных страданиях. Ибо один болен лихорадкой с припадками и другими недугами, другой чувствует только лихорадку, и этот не одинаково с другим; иной же не имеет лихорадки, а страждет болью в каком-либо члене, опять и этот более или менее другого. Но и это** «много»** и **«мало»** сказано Господом по обыкновенному словоупотреблению, как и иное сему подобное. Ибо знаем, что подобный образ речи употребляется часто о страждущих одним каким-нибудь недугом, например, когда говорят о человеке, который болен только лихорадкой или чувствует боль в глазу, дивясь, сколько он потерпел или какие вынес нужды. Почему опять повторяю, что **«много»** и **«мало»** быть битым означает не продолжение или скончание времени, но разность наказания. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Прп. Макарий Великий ===== «**Раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много. Неведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало. Всякому же, емуже дано будет много, много взыщется от него, и ему же предаша множайше, множайше просят от него**». Ведение же и разумение понимай различно, или то, которое дается по благодати и по небесному дару Духа, или то, которое бывает естественным следствием разумения, или рассудительности, и изучения Божественных Писаний. Ибо от каждого потребуются плоды добродетели, по мере оказанных ему Богом благодеяний или естественных, или дарованных Божией благодатью. Посему, в день суда безответен пред Богом всякий человек, потому что от каждого, слышал ли он, или никогда не слыхал слова Божия, потребуются плоды веры и любви и всякой соразмерной ему добродетели, как воздаяние от произволения и воли. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 29.**// ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много** Найдет, наконец, и на нас час смертный, – придет, и избежать его нельзя; и – о, если бы воздушный князь мiра, пришедши тогда, нашел беззакония наши малыми и ничтожными, чтобы не мог справедливо обличить нас! – Иначе восплачемся тогда, хотя уже бесполезно. Ибо **«раб»**, как говорит Господь, **«ведевый волю Господина своего, и не сотворив, биен будет много»** [[new:lk:12:47|(Лк. 12:47)]]. **//Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 47-48 **Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут** Здесь Господь представляет нам нечто более важное и ужасное. Таковый, - говорит, - не только дарования лишится и не найдет в оном пособия к освобождению от наказания, но величие достоинства сделает его повинным еще бoльшему осуждению. Ибо чем более знает согрешающий, тем больше он заслуживает себе наказания. - В дальнейшей речи раскрывает это еще яснее. Кому, - говорит, - дано много, от того много и потребуется, и кому много вверили, с того больше взыщут. Через это Господь показывает, что наказание, заслуженное учителями, будет большее. Учителям дается и вверяется: "//дается//", например, дарование творить чудеса, врачевать болезни, а "//вверяется//" им дарование слова и учительства. Господь сказал: //"больше взыщут"//, не при слове "//дается//", но при слове "//вверяется//". Ибо при даровании слова поистине нужно делание, и с учителя взыскивается больше. Он не должен оставаться беспечным, но должен приумножать талант слова. Итак, слова //"и от всякого, кому дано"// ты должен разуметь так: кому много отдали в рост. Ибо предметом, отдаваемым под сохранение, здесь Он назвал рост. - Иные спрашивают: пусть так, что справедливо наказывается знавший волю господина и не делающий по ней; но почему наказывается тот, кто не знал? Потому что и он мог узнать, однако ж, не захотел, а по беспечности сам сделался виновным в незнании. Итак, он достоин наказания за то, что добровольно не узнал. Устрашимся, братие! Ибо если тот, кто совершенно не знал, достоин наказания, то какое извинение оправдает согрешающих при знании, особенно, если они были учителями? Подлинно, осуждение их очень тяжело. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Той же раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много** Здесь Господь повторяет ту мысль, что небрежный, ленивый раб, подобный таковому рабу в притче о талантах в Евангелии св. Матфея [[new:mf:25:24|(Мф. 25:24-]][[new:mf:25:30|30)]], будет жестоко наказан за свое нерадение и леность. Сего раба Господь называет знавшим (**ведевый**) **волю господина своего**, но **не** сделавшим **по воле его**. Этому рабу далее противопоставляет Господь раба, который, //не знал// воли господина своего, и сделал достойное наказания (//неведевый же, сотворив же достойная ранам//), и говорит, что и он будет наказан, но меньше (//биен будет мало//) [[new:lk:12:48|(Лк. 12:48)]]. В Свящ. писании отрицание нередко употребляется в смысле ограничения ([[new:lk:12:29|Лк. 12:29;]] Мф. 8:14, 25:31). Посему слово не знавший значит менее знавший. Неведение хотя извиняет, но не вполне; так как неведущий мог бы узнать, если бы был рачителен и заботлив (чит. в притче же о талантах [[new:mf:25:26|Мф. 25:26-]][[new:mf:25:30|30]]). «Если один **биен будет много**, а другой //мало//, то почему же говорят, что нет конца мучению грешников? вопрошает св. Василий Великий. И отвечает на этот вопрос таким образом: сказанные слова указывают не конец, а разность мучения. Ибо если Бог есть праведный судия не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, но или слабейшего, или более пожигающего; другой, – червя неумирающего, но опять или сноснее или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого; и иной – геенны, в которой без сомнения есть разные роды мучений и другой тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой, от усиленных мучений, и до скрежета зубов. Господь то решительно говорит, что //идут сии//, т. е. грешники, //в муку вечную// [[new:mf:25:46|(Мф. 25:46)]], то отсылает иных //в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его// [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41)]], а в другом месте именует //геенну огненную// [[new:mf:18:09|(Мф. 18:9)]] и присовукупляет: //идеже червь их не умирает и огнь не угасает// [[new:mk:09:47|(Мк. 9:47-]][[new:mk:09:48|48)]]. И если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь должна иметь конец.» //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много** См. Толкование на [[new:lk:12:41#lopuxin_ap|Лк. 12:41 ]] [<10>]