[<10>] ====== Толкования на Лк. 14:5 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу** См. Толкование на [[new:lk:14:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 14:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 5-6 **И отвещав к ним рече: котораго от вас осел или вол в студенец впадет, и не абие ли исторгнет его в день субботный? И не возмогоша отвещати Ему к сим** Господь, исцелив больного в субботу, дал фарисеям подобающее назидание, несколько подобное тому, которое Он сделал еще недавно, при исцелении скорченой женщины ([[new:lk:13:15|Лк. 13:15]] и [[new:lk:13:16|16]]). **В студенец** (колодезь), – так называемую цистерну; у еванг. Матфея, просто, //в яму// [[new:mf:12:11|(Мф. 12:11)]]. У евреев, в их каменистой и скудной потоками и дождями местности, колодцы обыкновенно устраивались таким образом: выдалбливалась более или менее глубокая яма, и во время осенних и зимних дождей в нее собиралась вода, которую и брали отсюда, как у нас берут из ключевого колодца, для употребления. Цистерны не всегда бывали огорожены и, по истощении воды, до новых дождей подолгу стояли пустыми. Поэтому животные легко могли падать в эти цистерны. Господь говорит излишним ревнителям субботнего покоя, что если не запрещается законом в субботу подать помощь в беде животному и освободить его от опасности, то неужели же противно ему подобное действие в отношении к человеку? Также не задолго пред сим, при исцелении скорченной женщины. Господь говорил им подобное: //не отвязывает ли каждый из вас своего вола или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить//? и это не считается грехом против субботы [[new:lk:13:15|(Лк. 13:15)]]. Господь говорил так ясно и убедительно. Потому **и не могли отвечать** (невозмогоша отвещати), т. е. возражать. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? И не могли отвечать Ему на это** Господь, подобно тому как ранее разъяснил необходимость исцеления скорченной женщины в субботу [[new:lk:13:15|(Лк.13:15)]], разъясняет теперь необходимость той помощи, которую Он только что оказал страдавшему водянкой. Если люди не стесняются вытащить и в субботу осла (согласно Тишендорфу – «сына», υἱός) или вола, попавших в колодезь, то – заключение это подразумевается – нужно было помочь и человеку, которого «заливала вода»... И фарисеи опять не могли найти, что Ему отвечать на такое заявление. [<10>]