[<10>] ====== Толкования на Лк. 15:13 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно** Почему же он не немедленно ушел, но «по прошествии немногих дней», т.е. после нескольких дней? – Потому, что лукавый обольститель диавол не сразу предлагает человеку свой собственный образ действия (ιδιορρυθμιαν) и грех, но понемногу убеждает, нашептывая нам и говоря: «И ты живя своим умом, не посещая храма Божия и не внимая учению Церкви, можешь и сам по себе видеть, что надо делать, и не удаляться от добра». – Когда же он отделит кого от священных богослужений и от слушания священных учителей, тем самым отдаляет его от Божественного хранения, предав его злым делам. Бог-то везде присутствует, но единственное, что – далеко от добра, это – зло, в котором, оказываясь из-за греха, мы далеко отходим от Бога. //«Не пребудут беззаконницы пред очима Твоима»// [[old:ps:005:06|(Пс.5:6)]], – говорит Богу Давид. Таким образом, младший сын удалился (от своего Отца) и ушел в страну, далеко сущую, **«идеже расточ**и, – говорится, – **имение свое, живый блудно»**. Каким же образом он расточил имение свое? – Прежде всего наше имение и богатство это – врожденный наш ум. До тех пор, пока мы держимся спасительного пути, мы имеем его сосредоточенным в отношении самого себя и в отношении Первого и Высочайшего Ума – Бога; когда же откроем двери страстям, тогда немедленно он расточается, блуждая вокруг плотских и земных вещей, вокруг многовидных услаждений и связанных с ними страстных помыслов. Его богатство это – здравый смысл, который до тех пор пребывает в нем и проводит различие между добром и злом, доколе он сам пребывает в заповедях и единении с Богом, повинуясь Высочайшему Отцу. Если же он сбросит узду, тогда он расточается на блуд и безрассудство, расточается по частям на то и другое зло. Сам ум наш, еще неотступивший от Бога, вызывает в нас гнев только против диавола и употребляет мужество души на борьбу против дурных страстей, против князей мрака, против духов зла. Если же он не держится божественных заповедей вооружившего его Владыки, тогда он воюет против ближних, неистовствует на соплеменных, приходит в ярость на не выражающих одобрения безумным его стремлениям, и человекоубийцей, увы, становится человек, уподобившись не только бессмысленным скотам, но и – пресмыкающимся и ядовитым животным, – становится скорпионом, змеею, порождением ехидны тот, который поставлен, чтоб быть в сынах Божиих. Видишь ли: каким образом он расточил и погубил свое имение? **//Омилия 3. На притчу Господню о спасенном блудном сыне.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 13-16 **По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему** Дальняя страна - жизнь греховная, удаляющая и отчуждающая нас от Бога. Растрата имения - истощение сил ума, сердца и тела, в особенности же оскорбление и отгнание от себя Святого Духа деяниями греховными. Нищета меньшего сына: это - пустота души, образующаяся от греховной жизни. Постоянные жители дальней страны -миродержители тьмы века сего, духи падшие, постоянные в падении своем, в отчуждении от Бога; их влиянию подчиняется грешник. Стадо нечистых животных - помышления и чувствования греховные, которые скитаются в душе грешника, пасутся на пажитях ее, они - неминуемое последствие греховной деятельности. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно** Чтo значит удаление младшаго сына от отца и дома его в чужую дальнюю страну? – Удаление грешника от Бога. Как он удаляется? – Очевидно не движением местным, потому что Бог вездесущ, но мыслию, волею, поступками нравственными. Когда ты помышляешь о Боге, молишься Ему: тогда ты с Богом. Когда забываешь Бога: тогда удаляешься от Него. Верою и любовию ты приближаешься и прилепляешься к Богу: оскудением любви, маловерием, неверием удаляешься от Него. По слову Христову: //имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя// [[new:in:14:21|(Иоан. XIV. 21)]], соблюдением заповедей Божиих и Христовых ты приближаешься к Богу и Христу; и напротив уклонением от исполнения их удаляешься от Бога и Христа. Когда ты в Церкви: ты в доме отеческом. Когда ты удалился от Церкви; утратил благодатное чувство, которое она вселяет в душу молитвою, словом Божиим, таинствами; погрузился охотно в мире греховном, преданном суете, обладаемом страстями, жадном к чувственным удовольствиям: – жаль тебя, – ты в стране чужой и далекой, и тем больше жаль, если сего не примечаешь. Чтo дает разуметь притча, когда говорит, что младший сын на чужой стороне жил распутно, и расточил имение? – Частию сим он буквально изображает жизнь некоторых грешников. О всех же вообще грешниках притча дает разуметь, что они, перенося свою любовь от предметов духовных и святых к чувственным и греховным, и к сим прилепляясь мыслями, желаниями, делами, чрез сие прелюбодействуют от любви Божией, против чего и гремит пророческое слово: //се удаляющии себе от Тебе погибнут; потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе// [[old:ps:072:27|(Псал. LXXII. 27)]]. К сей грозной судьбе грешники сами себя приближают, расточая грехом, не только благодатныя, но и естественныя блага, им дарованныя. Роскошный расточает богатство. Сластолюбивый расточает сокровище здравия. Гордый неприметно расточает злато душевных сил, даже до лишения ума. **//Беседа в неделю о блудном сыне и на память свт. Алексия. 1856 г.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно** См. Толкование на [[new:lk:15:11#svt_feofan_zatvornik|Лк. 15:11]] ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно** Когда я слышу о приточном блудном сыне, я думаю о русской атеистической интеллигенции. Юный сын ушел из богатого, светлого, гостеприимного отеческого дома, где так хорошо и свободно жилось ему, в чужую дальнюю страну. Так и интеллигенция наша в большинстве своем порвала с Церковью и с верою в Бога... Юноша растратил в чужой стороне все свое достояние на разврат и пьянство и дошел до такого голода, что готов был есть корм свиней. Интеллигенция отдала свои таланты почти целиком на разрушение веры в простом народе нашем и на внешние чувственные наслаждения и радости земные, не дававшие покоя и удовлетворения душе человеческой – по природе христианке; и, томимая голодом без истинной религии, интеллигенция наша, старалась насытить свои стремления всякими суррогатами религии. Блудный сын опомнился: сознал свое падение и со слезами раскаяния пошел навстречу своему отцу, и отец все простил своему сыну, с любовью лобызая его, и одел в лучшие одежды и устроил радостный пир, веселясь от всей души, что сын его нашелся и прозрел духовно. Вернется ли в лоно Церкви Божией наша неверующая интеллигенция? Сознает ли свои тяжкие религиозные грехи? Для нее нет никаких извиняющих моментов. Почему вы ушли от Церкви Православной? Она, говорят, служила прежнему правительству. Но теперь ведь старого строя нет. Церковь в конституции нашей страны отделена от государства. Что вы на это скажете? Вы упрекаете православное духовенство в том, что оно было господствующим и пользовалось всякими привилегиями? Пред вами теперь страждущее православное духовенство. Первый иерарх Поместной Всероссийской Церкви, которого чтит и признает вся православная страна наша, ходит пешком, под конвоем с другими арестантами, сидит в тюрьмах, в удушливом воздухе и при массе паразитов; а что говорить о других епископах и священниках Церкви Божией! Что ответите вы? А может быть, в Православной Церкви вы находите мрак инквизиции, папский деспотизм латинства, или произвол и гордость протестантства, или разврат сектантов, или наглое попрание всех устоев церковных и неверие обновленцев? Ничего этого в нашей Церкви вы не найдете. Все в ней истинно, свято, светло: и учение богословское, и каноны, и богослужение – прекрасное, радостное, художественное... и жизнь христианская – смиренная и кроткая, любвеобильная, полная преданности и крепкой веры к Богу Спасителю и вместе свободная, дерзновенная, сыновняя! Укажите, что вас соблазняет в Церкви Православной? Вы ничего не можете и не смеете возразить. Почему же вы остаетесь неверующими? Отчего не идете дальше по стопам приточного сына, не плохим, а уже хорошим – раскаяния полного, искреннего и возвращения в отчий дом, или Церковь Христову? А как хорошо было бы, если бы в лоно Церкви Божией вернулась наша неверующая интеллигенция? Как радовались бы и сияли все верные сыны Церкви Православной!.. Неужели вы думаете, что служение народу и всем бедным, что является вашим экзаменом, неужели это чуждо христианству, членам Церкви Православной? Разве вы не знаете, что после любви к Богу, главнейшая заповедь христианина – любовь к ближнему [[new:mf:22:38|(Мф. 22:38–40)]], что по христианскому учению //нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих// [[new:in:15:13|(Ин. 15:13)]]. Укажите более высокий идеал служения ближнему? Вы не укажите... Так почему вы не христиане? Быть может, вы скажете, что Церковь Православная тормозит внешнюю культуру, что она мешает земному благополучию людей? Это клевета на Церковь Божию, которая ежедневно молится в своих храмах о плавающих, путешествующих, недугующих, о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных; о прекращении войн между народами, о мире всего мира, дает истинное врачевание от болезней, не только душевных (гордости, злобы, ненависти, зависти – которые именно являются причиною всевозможных личных убийств и общественных преступлений и братоубийственных войн между народами), но и телесных в таинствах покаяния, причащения, елеосвящения; очищает землю от всяких злых микробов чрез окропление полей и лугов и пашен святой водою. Вы все это отрицаете и смеетесь над всеми этими молитвами Церкви и цинично заявляете: нам все это не нужно. Но вы не сможете отвергнуть явных фактов исцелений больных от Святых Таинств Церкви Божией, и орошение дождями жаждущих влаги полей и очищения их от вредных насекомых – пастырем Церкви, при усердной молитве верующих сынов того же народа, которому служение вы ставите своею задачею! Или вы станете утверждать, что Православная Церковь поддерживает «эксплуататоров» народа? Их теперь в стране нашей нет. Или, скажете, само православное духовенство эксплуатирует народ православный? Не забывайте, что прежде духовенство наше в своей жизни было гораздо ближе к бедному крестьянину и городскому рабочему, чем кто-либо из интеллигенции. Правда, были злоупотребления в данном случае и у духовенства. И духовенство, в особенности высшее, а также монастыри были богаче крестьян и рабочих... Но разве мало благотворили святые обители, а также духовенство, и главным образом высшее, всем нуждающимся? Этого вы не отвергаете? Посмотрите же на жизнь духовенства православного теперь, в наши дни... Редкий из православных епископов не сидит в тюрьме или ссылке, ожидая каждый час чего-либо худшего, не только не в богатстве, но даже и не в минимальной средней обстановке обычного крестьянина средней руки или городского рабочего... А духовенство наше православное не только не живет привольнее крестьян и рабочих, а гораздо беднее. Но и в современной убогой обстановке, при постоянных скорбях и страхах внешних, православное духовенство по-прежнему служит бедному человеку: и крестьянину, и рабочему, и знатному, видя с их стороны часто презрение, насмешки, побои, и даже принимая смерть от них, не из-за каких-либо выгод, ибо всегда любой сельский священник может устроиться лучше, если снимет рясу и отречется от святой своей веры, к чему усиленно зовут, всячески заманивая, люди неверующие; не из-за славы служит теперь пастырь православный своей пастве, сельской и городской, потому что чем выше положение, тем страшнее ему жить, – потому служит своим духовным овцам униженный и от всех оскорбляемый, но не имущий решительно на земле человеческой помощи ниоткуда, полунищий пастырь православный, что помнит слова Спасителя Мира: //пастырь добрый полагает жизнь свою за овец// [[new:in:10:11|(Ин. 10:11)]], и другое слово нашего Господа:// истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне// [[new:mf:25:40|(Мф. 25:40)]]. Что возразит на эти простые, но верные суждения современный неверующий русский интеллигент? (20 февраля 1927 года, Неделя о блудном сыне). //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== Ст. 13-16 **По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему** Всякий согрешающий удаляется и отделяется от Бога не местом, но нравом, вступает в **«страну чуждую»**, то есть в некий новый образ жизни, отчужденный от Всесовершенного, и там страждет голодом, **«живый блудно»**, и злым произволением расточив доброе по природе состояние: ибо где не видно целомудрия и благочестивого помысла, там **«глад крепок»**. Под **«жителями же тоя страны»** разумеются демоны, которые обладают только **«рожцами»** греха, по видимости сладкими, но щиплющими гортань едущего [[new:lk:15:13|(Лк. 15:13]][[new:lk:15:16|-16)]]. **//Письма на разные темы. Диакону Еортасию.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно** См. Толкование на [[new:lk:15:11#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 15:11]] ===== Еп. Вениамин (Милов) ===== **По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно** Что же это за страна далече, в которую мы удаляемся от своего Небесного Отца? Эта далекая страна есть отчуждение человеческого сердца от Бога. И человек, пасущий свиней в далекой стране и питающийся рожками, есть прежде всего тот, кто всецело отдался земным делам. Встанет утром, а у него все дела и заботы. Некогда вспомнить о Боге, некогда помолиться и вознестись умом к Богу. Но Господь посылает голод в душу человека: если он не молится, то у него появляется такая туга сердечная, что он не находит себе места и ищет удовлетворения в страстях. **//Проповеди.//** ===== Прот. Александр (Шмеман) ===== **По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно** Блудный сын ушел в дальнюю сторону, **во страну далече**. И вот эта дальняя сторона, эта чужбина и являет нам глубокую сущность нашей жизни, нашего состояния. Только поняв это, мы можем начать возврат к подлинной жизни. Тот, кто хотя бы раз в жизни не почувствовал этого, кто никогда не осознал себя духовно на чужбине, отделенным, изгнанным, тот не поймет, в чем сущность христианства. И тот, кто до конца «дома» в этом мире, кто не испытал тоски по иной реальности, не уразумеет, что такое покаяние и раскаяние. Ибо оно не в формальном перечислении своих недостатков, ошибок и даже преступлений. Нет, раскаяние и покаяние рождается из опыта отчуждения от Бога, от радости общения с Ним. Сравнительно легко признаться в своих ошибках и недостатках. Но насколько же труднее вдруг узнать, что я разрушил, предал, утерял свою духовную красоту, что я так далеко от моего настоящего дома, от моей настоящей жизни; что нечто бесценное, чистое и прекрасное разрушено, разбито в самой ткани моей жизни. Однако именно это и есть раскаяние, и потому оно необходимо включает в себя глубокое желание возвратиться, вернуться, снова найти утерянный дом. Внезапно я начинаю постигать, что одарил меня Отец мой небесный бесценными сокровищами: прежде всего, самой жизнью и возможностью подлинно наслаждаться ею, и это значит: претворять ее в смысл, в любовь, в знание. В Сыне своем Иисусе Христе – даровал Он мне жизнь новую, открыл мне свое вечное Царство, радость и мир в Духе Святом. Я получил знание Бога, и в этом знании – силу быть сыном – свободным и любящим – Бога. Все это я потерял, от всего отрекся, не только в отдельных «грехах» и «прегрешениях», но в грехе всех грехов: в уходе во страну далече, в этом избрании чужбины, отрыва, ухода... **//Беседы на радио "Свобода". О блудном сыне.//** ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И не по мнозех днех собрав все мний сын, отиде на страну далече, и ту расточи имение свое, живый блудно** См. Толкование на [[new:lk:15:12# prot_ioann_buxarev|Лк. 15:12]] ===== Лопухин А.П. ===== **По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно** //«По прошествии немногих дней»//. Тренч видит в этом признак некоторой деликатности в отношении к отцу со стороны младшего сына (с. 329): он стеснялся сразу же оставить отцовский дом. Но можно в этих словах видеть указание и на то, что, по получении имения, в младшем сыне очень скоро возбудилась жажда пожить в свое удовольствие вдали от отца. //«Собрав все»// – именно то, что он получил как свою наследственную часть – и вещи, и деньги. //«Живя распутно//» (ἀσώτως, из ἀ – отрицательная частица, и σώζω – спасаю). У классиков это выражение означает расточителей отцовского наследства. Поэтому младшего сына называют иногда и //«расточительным сыном».// Правильнее это выражение принимать за обозначение беспечной распущенной жизни в самом широком смысле этого слова. **//Толковая Библия.//** [<10>]