[<10>] ====== Толкования на Лк. 15:20 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его** Как надо понимать, что он **«пошел»**, и в то же время **«был далеко»**; почему и Отец его, сжалившись, вышел навстречу ему? – Потому, что от души кающийся человек, тем, что имеет благое произволение и отступил от греха, приходит к Богу. Но, находясь в тирании злого навыка и дурных понятий, он еще далеко от Бога; и для того, чтобы он спасся, необходима большая свыше милость и помощь. Поэтому-то и Отец щедрот, сойдя, вышел ему навстречу и, обняв, целовал, и приказал слугам, т.е. священникам, одеть его в первичную торжественную одежду, т.е. сыновнее достоинство, в которое он был облечен ранее чрез святое крещение; и дать перстень на руку его, т.е. на деятельность души, деятельность, которая представляется в образе руки, наложить печать созерцательной добродетели, залог будущего наследия; также и обувь приказывает дать на ноги его, – Божественное охранение и твердость, дающие ему силу наступать на змей и скорпионов и на всякую силу вражию. Затем велит привести откормленного теленка и заколоть его и предложить в пищу. Этот Телец – Сам Господь, Который выходит из сокровенности Божества и от находящегося превыше всего престола, и как Человек, явившись на земле, как Телец закалается за нас грешных, и как насыщенный Хлеб предлагается нам в пищу. **//Омилия 3. На притчу Господню о спасенном блудном сыне.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его** См. Толкование на [[new:lk:15:17#svt_ignatij_brjanchaninov|Лк. 15:17]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его** Заблуждший сын, как скоро вразумил себя о потребности обращения, действительно пошел, и приближился к отцу. Чрез сие учит притча, что доброе намерение тогда спасительно, когда неуклонно и неленостно приводится в исполнение. Есть люди, которых путь усеян добрыми намерениями; но добрыя намерения остались неисполненными, и путь их склонился к аду. Отец встречает, и ущедряет возвращающагося от заблуждения сына. Это светлый образ дивнаго человеколюбия Божия к кающемуся грешнику. Отец издали усматривает возвращающагося недостойнаго сына, и идет на встречу ему. Бог провидит обращение грешника, и сретает его предваряющею благодатию. Еще только в сердце несет сын возобновляемую покорность отцу, как отец уже обнимает его и целует. Как скоро в сердце полагает грешник решительное намерение творить волю Божию; Бог уже начинает являть ему Свою близость и знамения Своего милосердия и любви. **//Беседа в неделю о блудном сыне и на память свт. Алексия. 1856 г.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его** См. Толкование на [[new:lk:15:11#svt_feofan_zatvornik|Лк. 15:11]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его** О, неистощимая бездна милосердия Божия к нам, грешным! Радуйтесь, земнородные, что Отец ваш, Иже есть на небесех, так благосерд. Можете надеяться, что если будете заботиться о своем спасении, то непременно получите его; действительно надейтесь, что Отец Небесный печется о вашем спасении и дарует вам, по своей благости, обещанное блаженство. Смотрите: блудный сын приходит в себя и говорит: пойду к отцу своему. И что же отец? Когда блудный сын был еще вдали от него по своим нечистотам, по своим беззакониям – **увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его**. Какая нежнейшая, истинно родительская любовь! И это сущая правда, потому что в этом уверяет Единородный Сын Божий, Сын любви Отчей. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его** См. Толкование на [[new:lk:15:17#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 15:17]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И востав иде ко отцу своему. Еще же ему далече сущу, узре его отец его, и мил ему бысть, и тек нападе на выю его, и облобыза его** **Еще же ему далече сущу** (когда он был далеко) и пр. Это – образ неизреченной любви и милости Божией к кающемуся грешнику. Отец, завидев возвращающегося сына, сам спешит к нему навстречу, обнимает и целует его. «Дивное дело! восклицает св. Златоуст. Отец предваряет прощение сына и сам встречает его. Так-то милосердие Божие ожидает и предваряет наше покаяние!» //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-24 **Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться** Блудный сын тотчас же исполнил свое намерение и пошел к отцу. Тот издали еще увидал его и бросился к нему навстречу, обнял его и целовал его. При виде такой любви сын не мог произнести просьбу о том, чтобы отец принял его в наемники. Он только выразил раскаяние перед своим отцом. На это раскаяние отец ответил приказанием слугам, чтобы те принесли «//лучшую//», т. е. самую дорогую, какая была в доме, одежду (στολή – длинная и широкая одежда знатных людей;[[new:mk:12:38| Мк.12:38]], [[new:mk:16:05|16:5;]] [[new:otkr:06:11|Откр.6:11]]). «//Перстень//» и «//обувь//» – знаки свободного человека (рабы ходили босыми). Это означало, что вернувшийся сын становится снова членом отцовского дома. //«Был мертв и ожил»//. Смерть – это пребывание в грехе, оживление – раскаяние (Евфимий Зигавин). [<10>]