[<10>] ====== Толкования на Лк. 16:15 ====== ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом** Господь преподал учениками Своим поведение прямое, искреннее, утвержденное на святой мудрости, а не оправдываемое лукавством, — поведение, из которого должна светить чистая добродетель и небесною красотою своею привлекать к себе взоры и сердца человеков. //Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже есть на не6есех// [[new:mf:05:16|(Матф. V, 16)]]. Фарисеи, напротив того, желали лишь казаться праведными, заботились только о том, чтоб выставить и выставлять себя слугами Бога пред обществом людей, пред массою, обыкновенно малоразборчивою. И ныне можно видеть, что фарисеи прибегают ко всевозможным изворотам, чтоб дела их, имеющие наружность добрых, блистали как можно ярче пред глазами людей, а злодеяния были извинены политическою необходимостью, личиною правосудия и мудрой предусмотрительности, желанием предупредить допущением меньшего зла зло большее и прочими оправданиями, так обильно источающимися из сердца, наполненного лукавством. Господь воспрещает такое поведение в весьма сильных выражениях. **Вы есте**, говорит Он, **оправдающе себе пред человеки, Бог же весть сердца ваша, яко, еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом**. Фарисеи старались прикрывать оправданиями свои душевные страсти, действия, плоды их. Душевные страсти, под сению и прохладою оправданий, обыкновенно пускают глубокие корни в душу, соделываются дебелым древом, обнимая ветвями всю деятельность человека, то есть, проникая во все его мысли, во все чувствования, во все действия. Святой Пимен Великий сказал: "если греховной воле человека помогут оправдания: то он развращается и погибает". //**Аскетические опыты. Часть I.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом** Человек! Ты всегда осуждай себя, поставляя себя пред всевидящим Богом, потому что ты непременно – великий грешник при всех, по-видимому, добрых расположениях души твоей. Смотри, не смей никогда мечтать: Бог видит сердце твое. Всякое самомнение, всякий горделивый помысел есть мерзость пред Богом. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом** См. Толкование на [[new:lk:16:14#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 16:14]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И рече им: вы есте оправдающе себе пред человеки, Бог же весть сердца ваша: яко, еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом** Когда, произнесши причту о неверном управителе, Господь высказал изречение, что нельзя соединять вместе служение Богу и богатству (мамоне), и привязанные к богатству фарисеи (о них чит. в объясн. [[new:lk:03:07|Лк. 3:7]]), не веря сему, начали смеяться над Ним, то Он обличил их в лицемерии [[new:lk:16:15|(Лк. 16:15-]][[new:lk:16:18|18)]] и затем высказал целую притчу о пагубности богатства [[new:lk:16:19|(Лк. 16:19-]][[new:lk:16:31|31)]]. **Вы есте оправдающе себе** (вы выказываете себя праведниками) **пред человеки**. Фарисеи были людьми лицемерными: будучи в душе злыми, коварными, гордыми, развратными и сребролюбивыми, старались казаться благочестивыми и добрыми; так что Иисус Христос сравнивал их с гробами окрашенными, //которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты// [[new:mf:23:27|(Мф. 23:27)]]. С другой стороны, они думали спастись одним внешним исполнением закона, без веры в Мессию и без истинной любви к ближнему, следовательно казались только праведниками, обманывали других своею набожностию. В этом смысле Господь и говорил так о них. **Бог же весть** (знает) **сердца ваша**, т. е. Бог, как всеведущий, знает, какова ваша фарисейская праведность, и не только не оправдает вас за нее, но и осудит. Почему осудит? потому что лицемерно поступать есть мерзость пред Богом, хотя такое поведение и ставило фарисеев высоко во мнении других. Это и значат слова Христовы: **еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом**. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом** См. Толкование на [[new:lk:16:14#lopuxin_ap|Лк. 16:14]] [<10>]