[<10>] ====== Толкования на Лк. 17:3 ====== ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Наблюдайте за собою** Христианин должен следить за каждым своим поступком, даже словом и взглядом. Его жизнь влияет на все окружающее. Особенно это относится к священникам, а еще более – епископам Церкви Божией. За каждой мелочью у святителей все зорко следят. Но нужно тут остерегаться лицемерия: чтобы со вне лишь не казаться добрыми и благочестивыми, а внутри быть исполненными лукавства и пороков. У католиков и других еретиков, так же как и у древних еврейских книжников и фарисеев, считается в порядке вещей приемлемым в жизни – лицемерие. Нет спора, что и православные служители Церкви Божией иногда грешат сильно, не меньше латинских ксендзов. Но католики считают лицемерие принципом жизни, без коего нельзя будто бы обойтись, и это якобы нужно для вящей славы Божией. Как кощунственно они провозглашают о лицемерии! Православные пастыри, согрешив, каются открыто, свидетельствуют, что они поступили плохо... Трудись, христианин, над своею душой: очищай ее многими слезами, при помощи благодати Божией, от грехов, следи за своими делами и мыслями, помни грозные слова Спасителя мира:// невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят// [[new:lk:17:01|(Лк. 17:1)]]. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему** См. Толкование на [[new:lk:17:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 17:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 3-4 **Внемлите себе. Аще согрешит к тебе брат твой, запрети ему: и аще покается, остави ему: и аще седмищи на день согрешит к тебе и седмищи на день обратится, глаголя: каюся: остави ему** **Внемлите себе** (наблюдайте за собою), т. е. ввиду соблазнов, которые могут подействовать на вас и вовлечь вас в грех. Но так как соблазны могут быть особенно опасны, когда в душе нет всепрощающей любви к ближнему или когда слаба таковая любовь, то и надобно постараться усилить любовь, и она тогда укрепит душу и предохранит от соблазнов. (Мих.) Посему Господь и высказывает, вслед за изречением о соблазнах, изречение о прощении ближнего. **Если** (аще) **согрешит против тебя** (к тебе) **брат твой, выговори** (запрети) **ему**. Св. Амвросий Медиоланский так рассуждает по поводу сих слов Спасителя: «кроткое обличение действительнее строгого обвинения: первое может возбудить стыд, а последнее поселяет неудовольствие и заставляет виновного скрывать свою вину. Покажи, чтобы обличаемый тобою брат нашел в тебе искреннего друга, а не врага; он скорее согласится последовать советам друга, нежели оставит без отмщения обиду врага. Страх не надолго делает человека осторожным, между тем стыд есть самый лучший наставник в добре. Страх удерживает только на короткое время от пороков и не исправляет порочного, а стыд, напротив, может со временем обратиться в привычку делать добро. **Если** (аще) **покается, прости** (остави) **ему**, т. е. согрешившему против тебя. У еванг. Матфея изречение о прощении высказано Господом таким образом: однажды во время проповеди Его ап. //Петр приступил к Нему и сказал: Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз// [[new:mf:18:21|(Мф. 18:21-]][[new:mf:18:22|22)]], (т. е. прощать постоянно, беспредельное число раз, сколько бы ни согрешил, лишь бы только раскаивался). Число //семь//, подобно, как и тысяча, в Свящ. Писании употребляется для означения множества [[old:1ts:02:05|(1 Цар. 2:5)]]. – Спросит ли кто: Что значит прощать согрешающего? Это значит – отказаться от всякого отмщения или законного взыскания, предать все, что произошло, полному забвению и питать к раскаявшемуся брату чистые христианские, братские чувства, словом, – действовать в отношении к нему так, как будто тот не оскорблял и не согрешал (Чит. объясн. [[new:mf:18:21|Мф. 18:21]] и [[new:mf:18:22|22]]). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему ** «//Наблюдайте за собою»//. Господь только что сказал о соблазнах, которые могут выпасть на долю Его учеников со стороны других людей. Теперь Он внушает им, что и они сами могут подать другим повод к соблазну, если не будут обнаруживать прощающей любви в отношении к согрешающему брату. //«Если же согрешит против тебя...»// (см.[[new:mf:18:15| Мф.18:15]]). //«И если семь раз...»// (см. [[new:mf:18:21|Мф.18:21–22]]). «//Обратится//», т. е. вернется назад, предварительно с гневом уйдя от тебя. **//Толковая Библия.//** [<10>]