[<10>] ====== Толкования на Лк. 17:21 ====== ===== Свт. Лука Крымский ===== **и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть** Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: //Не придет Царствие Божие приметным образом//, **и не скажут: "Вот, оно здесь", или: "Вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть"** [[new:lk:17:20|(Лк. 17:20-21)]]. Вот это важно вам запомнить: что Царствие Божие внутри вас. Люди малопросвещенные, даже из православных, представляют себе Царствие Божие не так, как нужно. Их представление стоит ближе к грубому представлению мусульман. Мусульмане представляют себе вечную жизнь правоверных как радостную жизнь в прекрасном саду, где будут их окружать прекрасные молодые женщины, где они будут наслаждаться замечательными яствами. Это представление грубо-материалистическое. Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас. Оно не придет приметным образом, а тихо и незаметно придет в сердца человеческие, и оно уже в сердцах праведников, в сердцах святых Божиих. Царствие Божие начнется для них еще при жизни их. Жить в Царствии Божием — это значит жить там, где царствует Бог. Наша глубокая, сокровеннейшая жизнь духовная протекает в глубинах сердца нашего, и Царствие Божие начнется для нас тогда, когда в сердце наше вселится Святой Дух. Тогда, по слову Христа, к тем, кто соблюдал заповеди Его, придет Он Сам со Отцом и обитель у него сотворят. Если сподобится праведник того, что воцарится в сердце его Святой Дух, это значит, что он уже в Царствии Божием. Царствие Божие в сердце его — там обитает и царит Святой Дух. Такое Царствие Божие не приходит внезапно, не приходит заметным образом по громкому воззванию трубы. Царствие Божие — это тихое, мирное, незаметное вхождение Духа Святого в сердца человеческие. Такие святые, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Антоний и Феодосий Печерские уже при жизни были в Царствии Божием, в их сердцах обитал Дух Святой, для них уже здесь на земле началось светлое Царствие Божие. Сказал Господь ученикам своим: //Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой// [[new:lk:17:22|(Лк. 17:22-24)]]. Так внезапно, так потрясающе будет Его Пришествие. Это будет внезапно, когда люди совершенно не будут ждать этого, в день, который ведает лишь Отец наш Небесный. Но прежде, чем сверкнет эта потрясающая молния, надлежит Христу, по словам Его, //много пострадать и быть отвержену родом сим// [[new:lk:17:25|(ст. 25)]]. О каком страдании говорил здесь Господь Иисус Христос? Не о крестных страданиях Своих говорит Он, о других страданиях, которые во все дни — от Вознесения до Страшного Суда — будет Он испытывать от людей, которые отвергли Его. Знал Он, что Ему будет тяжело быть отверженным родом человеческим, что будут мучить Его грехи наши. Все кровопролитные войны между христианскими народами причиняют тяжкую боль Его сердцу. Эту боль причиняем мы Ему жизнью своею, своими греховными поступками, злыми мыслями, нечестивыми словами... Причиняем Ему боль эту, когда служим страстям своим. Об этом страдании говорит тут Господь Иисус Христос: //Надлежит Мне много пострадать и быть отвержену родом сим// [[new:lk:17:25|(ст. 25)]]. Отвергло Его человечество в большинстве своем... А мы, малое стадо Его, будем бояться причинить Ему хоть малейшее страдание своими злыми чувствами, злыми мыслями, злыми поступками. От них да сохранит вас всех Господь Бог! //**Спешите идти за Христом. На слова: "Царствие Божие внутрь вас есть".**// ---- ...**и не скажут: Вот, оно здесь, или вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас** (Лк. 17:20-21). Слышали вы когда-нибудь, читали, вникали в эти удивительные слова? Знаете ли, что Царствие Небесное внутри вас? О жизни вечной, которая есть то же, что Царство Небесное, Господь Иисус Христос в Своей Первосвященнической молитве так говорит: //Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа// [[new:in:17:03|(Ин. 17:3)]]. Опять совсем не то, что представляют себе мусульмане, опять нечто весьма глубокое; опять слова огромной важности. Жизнь вечная – это познание единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. Как же это познать Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа? Кого мы знаем ближе всего и лучше всего, не самых ли близких к нам людей, не тех ли, с которыми живем? Чтобы ближе и лучше знать людей, их дела, чувства, мысли и желания, нужно иметь тесное общение с ними, и, прежде всего, общение в любви. А людей чужих и далеких от нас мы совсем не знаем. Точно так же для познания Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа необходимо постоянное, близкое, тесное общение с Ним, с Самим Богом Отцом, с Господом Иисусом Христом и, конечно, с Духом Святым, ибо Троица Святая нераздельна. Как же возможно для нас познание Единого Великого Бога? Оно возможно только в любви, ибо знаем от великого апостола Иоанна Богослова, что Бог есть любовь, и общение с Ним возможно только в любви: //Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем// [[new:1in:04:16|(1 Ин. 4:16)]]. Бог близок к нам, когда имеем постоянное общение с Ним в молитве и делах любви. Много, очень много праведников было в мире, нет возможности говорить о всех, напомню вам о ближайших к нам праведниках земли русской: Серафиме Саровском, Сергии Радонежском, Антонии и Феодосии Печерских. Что же, неужели будем удивляться тому, что в сердцах этих великих праведников уже при жизни их началось Царство Небесное? Царство Небесное там, где живет Бог, а Бог Великий и Истинный жил, явным образом жил в сердцах этих великих праведников, ибо вся их жизнь была посвящена Богу, познанию Бога, любви к Богу, общению с Ним. Так что же странного, если поверим, по слову Христову, что в сердцах этих великих праведников уже во время их земной жизни началось Царство небесное? Их жизнь земная была совершенно непохожа на жизнь суетных мирских людей. Всю жизнь свою они посвятили Богу, всю жизнь были в тесном общении с Ним. Дивно ли поэтому, если скажем, что в сердца их вселился Дух Святый, и были они храмами Божиими, и Дух Святой обитал в них? А так ли живут люди мира сего в своем огромном, подавляющем большинстве? Нет, нет, совсем не так: они не помышляют о Боге, они не стремятся к вечной жизни и не верят в нее; им нужды нет до Царства Небесного, ибо все мысли, стремления их, все желания направлены к одному только царству земному. Не нужна им вечная жизнь, им нужно только как можно лучше устроить земную жизнь, и все их стремления, все мысли направлены только к этому. А те, которые целью жизни своей поставили приготовление себя к вечной жизни, приобретение высших достоинств, которые открывают им вход в Царство Небесное, эти составляют малое Христово стадо, по Его святому слову. Но не только в сердцах великих святых открывается Царствие Божие уже при жизни их. И в сердцах рядовых христиан, идущих за Христом и возлюбивших Его, Царство Божие начинается уже теперь. Запомните очень важное слово апостола Иоанна Богослова о Духе Святом: //А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам// [[new:1in:03:24|(1 Ин. 3:24)]]. При каждой горячей молитве, при каждом добром деле ощущаем мы тихое веяние Святого Духа в сердце своем. Мы становимся мирными, тихими, кроткими, молчаливыми, перестаем осуждать и разглашать чужие грехи, и по этому благодатному изменению духа нашего узнаем, что Дух Святой пребывает в нас. Это начало Царства Божьего внутри нас подобно слабому рассвету дня, но по мере исполнения заповедей Христовых этот рассвет становится все ярче и ярче. В сердцах великих святых уже воссияло солнце во всей своей силе, а у нас только рассвет... Но это то же Царство Божие внутри нас. Но не думайте, что это, подобное рассвету дня, начало Царства Небесного будет само собой развиваться и дальше в сердцах ваших. Нет, говорю вам, малое стадо! Поймите великие слова Господа Иисуса Христа: "Царство Божие силою берется, и употребляющие усилия восхищают его". Великой силой любви, напряжением в добрых делах надлежит нам неуклонно содействовать рассвету солнца правды в сердцах наших. Нужен большой труд очищения сердец наших от всякой греховной нечистоты, от страстей и похотей. И только тогда будет открываться все более и более явно внутри нас Царство Божие. Если такой повседневный труд очищения сердец наших будет основной, важнейшей задачей жизни нашей, если повседневным нуждам тела будем только по необходимости уделять малое время, то тогда и самая смерть будет для нас не страшным, а глубоко радостным событием, ибо она будет непосредственным переходом в жизнь вечную. Тогда при гласе трубы архангела и страшной молнии, которая сверкает от востока до запада, с великой радостью восклонимся мы, "ибо приблизилось избавление наше". Этой радости сподобит нас всех Солнце Правды Христос Бог наш, если пойдем чрез узкие врата, по тесному пути исполнения заповедей Его и страдания за Него. Аминь. //**Проповеди. Том III. Царство Божие внутрь нас есть.**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== **и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть** А что [Господь] называет **Царством**, которое **внутри** нас? Разве иное что, кроме веселия, рождаемого в душах [Святым] Духом? Ибо оно есть как бы подобие, задаток и знамение вечной радости, которую будут вкушать души святых в чаемом [нами] веке. Через действие Святого Духа Господь утешает нас во всякой скорби нашей, чтобы спасти и сделать нас причастниками духовных благ и своих даров. Ибо [апостол] говорит: //утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби// [[new:2kor:01:04|(2 Кор. 1, 4)]]. Также говорится: //сердце мое и плоть возрадовастася о Бозе живе// [[old:ps:083:03|(Пс. 83, 3)]] и: //яко от тука и масти да исполнится душа моя// [[old:ps:062:06|(Пс. 62, 6)]]. Эти слова символически указывают на веселие и утешение, [даруемые здесь] Духом. //**О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть** Христос Спаситель сказал: **Царствие Божие внутрь вас есть**. Оно есть в нас, конечно, не в полноте, как оно есть на небе, но, по крайней мере в начатке, когда живет в нас благодать Божия, когда //вселяется Христос верою в сердца// [[new:ef:03:17|(Еф. 3:17)]]. По прямой с сим противоположности справедливо можно сказать, что и царство диавола, или иначе ад и самый огнь геенский, не в полноте, а в начатке внутрь человека есть, когда живет в нем грех. Сей скрытый огнь оказывает себя в действиях. Он непрестанно возжигает в душе грешника желания к новым грехам и //жжет совесть// [[new:1tim:04:02|(1 Тим. 4:2)]], темным, но всегда мучительным сознанием зла, при особенных обстоятельствах разгорающимся в пламя отчаяния. Посему, как для угашения пожара нужна вода, так для угашения неестественного огня греховного душе нужны слезы покаяния. Как для уврачевания расстройства в здоровье, произведенного роскошью и неумеренностью в пище и питии, употребляются горькие врачевства, так для уврачевания души, зараженной впечатлениями греховных услаждений, требуются скорби покаяния и горькие слезы. <...> Мир не любит плакать, когда не исторгает слез страсть или беда. Он любит веселие или смех. Спешит скачущею ногою достигнуть минутного блаженства. Кажется, он стремится теперь к такому совершенству суеты, чтобы совсем ничего не делать, а только забавляются увеселениями, столько говорят о них, и пишут, и печатают, что непонятно, как людям не наскучит веселие, простираемое до пресыщения и утомления. Знаете ли, думаете ли вы, куда ведет сей путь, к каким последствиям, приближает сия всепоглощающая страсть к увеселениям, к роскоши, к непрестанным чувственным наслаждениям? Суд уже произнесен; и произнесен таким Судиею, Которого определения неизменны, потому что Он бесконечно праведен и вечен. //Горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете, и восплачете// [[new:lk:06:25|(Лк. 6:25)]]. Это ныне, которое вы с такими усилиями наполняете обаянием и мечтами, вскоре прейдет; обаяние и мечты исчезнут, и вы восплачете о расстройстве вашего внешнего благосостояния, о расстройстве здоровья, о расстройстве сил душевных, и, что всего плачевнее, возрыдаете, наконец, о том, что не плакали кратковременными слезами покаяния и умиления, которые принесли бы вам вечное утешение, и что кратковременным веселием и смехом купили себе вечные, палящие слезы. //**Слово в день памяти Святителя Алексия, 1853 г.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть** Словами же: **«внутрь вас царствие»**, что иное означается, как не то, что небесное веселье Духа в душах достойных выражается явственно? Ибо достойные души чрез действенное общение Духа здесь еще приемлют залог и начатки того наслаждения, той радости, того духовного веселья, которых Святые в царстве Христовом приобщаться будут в вечном свете. Сказано: //«сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе»// [[old:ps:083:03|(Пс. 83, 3)]]. Слова: //«яко от тука и масти да исполнится душа моя»// [[old:ps:062:06|(Пс. 62, 6)]], и другие согласные с сим изречения ведут к той же мысли и дают разуметь действенное веселье и утешение, подаваемые Духом. **//Слово 3. О молитве.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть** Некоторые из любознательных взыскуют, в чем будет состоять различие вечных и обетованных обителей. Будет ли это различие по пространственной реальности, или же оно будет по мысленному и духовному качеству и количеству, которыми отличается каждая обитель? Одни полагают, что первое, другие - что второе. Но ведующий, что **Царствие Божие внутрь вас есть** и что //обителей много у Отца// [[new:in:14:02|(Ин. 14:2)]], скорее изберет второе. //**Главы о богословии.**// ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть** //«Прильпе душа моя по Тебе»// ([[old:ps:062:09|Пс.62:9]]), и в другом месте: //«Разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася»// ([[old:ps:072:21|Пс.72:21]]). //«Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век»// ([[old:ps:072:26|Пс.72:26]]), ибо //«желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе»// ([[old:ps:083:03|Пс.83:3]]). Душа псалмопевца имела такое желание и слезы к Богу, что //«имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже»// наш ([[old:ps:041:02|Пс.41:2]]). Быть может, эти изречения знакомы многим из нас. Но что пользы из сего? Ведь не о сокровище мы говорим, сокрытом в бездне, и не об образе, изредка встречающемся разве что в пустынях у варваров. Но мы говорим вам о сокровище, которое дается нам внутрь сердца Христом, сказавшим: **«Царствие Небесное внутрь нас есть»**, то есть о Духе Святом, Который рождает в нас умиление и слезы, [ведя] к отпущению грехов, возрождению и искуплению. **//Слово на шестой псалом.//** ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть** Как и чем приобретается **Царствие Божие внутрь вас**? По слову апостольскому, оно приобретается, во-первых, правдой или праведностью, которая состоит в исполнении заповедей Божиих и милостивом и сострадательном расположении к ближним; во-вторых, миром с ближними, миром от страстей, миром со своей совестью и миром с Богом через покаяние и смирение. Когда христианин понудится так себя устроить, тогда он получит благодатную помощь и при содействии Святаго Духа среди самых скорбей будет радоваться, твердо веруя апостольскому слову, что //скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование: упование же не посрамит// [[new:rim:05:03|(Рим. 5:3)]]... //яко недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас в жизни будущей// [[new:rim:08:18|(Рим. 8:18)]], //яко многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие// [[new:act:14:22|(Деян. 14:22)]]. **//Письма.//** ===== Прп. Серафим Саровский ===== **и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть** Благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: **Царствие Божие внутрь вас есть**. Под Царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святого. //**Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.**// ===== Прп. Филофей Синайский ===== **и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть** И так всякий час и всякое мгновение будем всяким хранением блюсти сердце свое от помыслов, туманящих душевное зеркало, в коем надлежит печатлеться и светописаться одному Иисусу Христу, Который есть премудрость и сила Бога Отца. Будем непрестанно искать Царствия Небесного внутрь сердца; и конечно таинственно обретем внутрь себя самих и зерно, и бисер, и квас, и все другое, если очистим око ума своего. Сего-то ради и Господь наш Иисус Христос сказал; **«царствие Божие внутрь вас есть»** [[new:lk:17:21|(Лк. 17:21)]], разумея чрез то пребывающее внутрь сердца Божество. //**40 глав о трезвении.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть** **Царствие Божие внутрь вас есть.** Царство Божие состоит в мире наших душевных сил, в радости во Святом Духе [[new:rim:14:17|(Рим. 14,17)]]. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ---- См. Толкование на [[new:lk:17:20#prav_ioann_kronshtadtskij|Лк. 17:20]] **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть** См. Толкование на [[new:lk:17:20#blazh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 17:20]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть** **Не скажут: вот, оно здесь** и пр.: когда земной царь путешествует в своем царстве, он делается предметом разговоров своих подданных: «где он? куда поехал? — Вот там он, или вот здесь он». Господь говорит, что Мессия явится (или явился) в смиренном виде раба, не произведет внешнего шума, не признается Мессией царем, за исключением немногих верующих; основывает Он свое царство духовное неприметным образом, так что не говорят о нем: вот оно здесь или там. **Ибо Царствие Божие внутрь вас есть**. Двояко толкуется это изречение: или так, что Царство Мессии основывается уже среди вас, среди народа иудейского, хотя вы и не примечаете его, а потому и спрашиваете — когда настанет оно, чем и подтверждается слово Христово, что Царствие Божие не придет приметным образом; или так, что это Царство Божие — **внутри**, в душе человека, царство духовное, внутреннее, а не внешнее, земное, чувственное подобное царствам мирским (ср. Феофил.). Первое толкование имеет кажется, преимущество по связи речи, хотя и последнее само в себе несомненно истинно. 1). Чтобы Царство Божие было в душах вопрошавших лукаво фарисеев; — сомнительно, чтобы Господь сказал им это; если же слово **вас** относить ко всем верующим, это конечно будет правда, но этого не позволяет состав речи (Господь говорит это в ответ фарисеям, и только после этого говорит уже к **ученикам**, [[new:lk:17:22|ст. 22]]). 2). И в других местах Евангелий таже мысль — о наступлении Царства Мессии среди народа иудейского неприметно — выражается также — [[new:in:01:26|(Ин. 1:26]], [[new:in:12:35|Ин. 12:35]], [[new:lk:07:16|Лк. 7:16]], [[new:lk:11:11|Лк. 11:11]], [[new:lk:11:20|Лк. 11:20)]] 3). При первом толковании ответ Спасителя представляется более соответствующим намерению вопрошавших. Впрочем и последнее толкование в себе верно, а потому можно принять их оба. //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **ниже рекут: се зде, или: онде. Се бо, Царствие Божие внутрь вас есть** См. Толкование на [[new:lk:17:20# prot_ioann_buxarev|Лк. 17:20]] ===== Лопухин А.П. ===== **и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть** См. Толкование на [[new:lk:17:20#lopuxin_ap|Лк. 17:20]] ===== Митр. Иларион (Алфеев) ===== **и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть** Эти слова указывают на то, что Царство Божие не может быть привязано ни к какому-либо месту в пространстве, ни к какой-либо точке во времени. Кроме того, Царство Божие не придет приметным образом, а это значит, что его нельзя отождествлять со вторым пришествием Христа, о котором апостол Петр говорит: //Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят// [[new:2pet:03:10|(2 Пет. 3:10)]]. Второе пришествие будет заметным событием: //Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого// [[new:mf:24:27|(Мф. 24:27)]]. Напротив, Царство Божие приходит без шума, без огня, без блеска молнии. Пришествие Царства Божия — событие исключительно внутреннего порядка: это встреча человека с Богом, откровение Бога человеку. Оно происходит в сердце и может быть незаметно для окружающих. **//Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II.//** [<10>]