[<10>] ====== Толкования на Лк. 18:1 ====== ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать** Молиться же всегда и непрестанно означает не то, чтобы всегда читать написанные псалмы или молитвы, и делать поклоны, – это невозможно, ибо любому христианину надобно дело, согласное званию своему, делать, а также утружденная плоть требует упокоения, сна, и прочего, но значит то, чтобы часто, во всяком начинании и деле, ум, сердце и воздыхание к Богу возводить и просить тем у Него милости, помощи и защиты. Причина тому следующая. В любое время сатана со своими злыми слугами делает нам козни, а также плоть всегда противится духу (см. [[new:gal:05:17|Гал.5:17]]), – и этим врагам мы сами противиться не можем, поэтому должно молитвой и происходящей от нее помощью Божией против них вооружаться, стоять и крепиться, как Псаломник говорит: //«К Тебе возвел я очи мои, живущему на небе. Вот как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабыни обращены на руки госпожи ее, так очи наши – ко Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас»// [[old:ps:122:01|(Пс.122:1–2)]]. **//Об истинном христианстве. Книга II.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать** //Вся елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете: и будет вам//, возвестил Господь. И потому, отвергнув всякое сомнение и двоедушие, неотступно пребывай молитвой при Господе, повелевшем **всегда молитися и не стужати си**, т. е. не приходить в уныние от тесноты молитвенной, которая, в особенности сначала, тягостна, невыносима для ума, привыкшего блуждать повсюду. Блаженна душа, которая молитвой непрестанно стучится в двери милосердия Божия и жалобами на **соперника** своего на насилующий ее грех — непрестанно **утомляет** Неутомимого: она возрадуется в свое время о чистоте своей и о бесстрастии своем. Иногда немедленно бывает услышано наше прошение; иногда же, по словам Спасителя, Бог **долготерпит** о нас, т. е. нескоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения, что нужно нам утомиться, увидеть нашу немощь, которая всегда обнаруживается очень резко, когда мы бываем предоставлены самим себе. //**О молитве.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать** Святые богомудрые отцы Церкви Христовой считают уныние смертным грехом. Что такое уныние? Это духовное расслабление человека, когда он потерял всякую веру в успех добрых дел. У христианина нет решительно никаких оснований для уныния. Правда, для Церкви Божией ныне в стране нашей настало другое время – более тяжелое: храмы Божии отбираются богоотступниками – раскольниками. Но из-за этого все же впадать в уныние нечего! Важно держаться нам Церкви Христовой Православной, вне коей спастись нельзя. А Церковь Божия будет существовать даже при гонениях на святую веру: ничто Церковь не одолеет – ни пытки, ни хитрости, ни лесть, ни смерть. Ибо Церковь Божия создана и держится не человеческими слабыми силами, а Христом Богом, ее Главою [[new:mf:16:18|(Мф. 16:18)]]. С верующими Христос Спаситель всегда, до окончания мира сего и вечно [[new:mf:28:20|(Мф. 28:20)]]. Отчего же впадать в уныние? Конечно, мы служители Христовы, хотели бы сделать как можно больше добра на земле. И Сам Господь желает сего от Своих учеников [[new:in:15:08|(Ин. 15:8)]]. Ну что же! Будем трудиться от всего усердия и при всякой внешней обстановке нашей жизни; ведь она зависит не от нас, а от воли или попущения Божьего. Ты не можешь проповедовать и совершать Божии службы публично – говори о Боге всякому, с кем беседуешь и кто сего достоин по своему расположению к слову Божию. Тебя сошлют в тюрьмы – там есть тоже люди Божии, их укрепляй в вере. А если смерть предстоит? Там за гробом ожидает тебя вечная радостная жизнь со Спасителем мира, Который после Своего крестного поругания воскрес из мертвых и вознесся во славе на небо и сидит одесную Бога Отца, в знак равного могущества и славы, и ждет туда всех Своих верующих. Тяжела и страшна жизнь! И боишься за свою жизнь. Тем радостнее будет смерть, которая освободит от всех этих страхов. Да, возлюбленный, чем больше мучений, тем желаннее смерть, ибо за гробом настанет блаженная бесконечная светлая жизнь, где уже не будет для нас ни стонов, ни страданий, ни ненависти, но где Милующий Бог со всеми любящими и верными Ему [[new:1kor:15:28|(1 Кор. 15:28)]]. А что у неверующих? После смерти останется от них, по их учению, лишь кусок глины и больше ничего! Нет, вы ошибаетесь: вы и после смерти будете жить вечно – в вечных ужасных муках злобы и ненависти ко всему святому. Вечные муки! Вот что действительно может вызывать отчаяние и ужас! Важно именно – что в конечном итоге? У неверующих – вечные муки; а у нас – вечная радостная жизнь. Трудись же, возлюбленный, из всех сил в том положении, в каком находишься. Не смущайся от окружающего зла, но крепко держись Церкви Божией, постоянно молись Богу и живи по Его заповедям и с трепетом и тайной, сокровенной радостью ожидай того венца правды, который уготовал Господь, //Праведный Судия, возлюбившим явление Его// [[new:2tim:04:08|(2 Тим. 4:8)]]. Помни, что Милосердный Господь воздаст тебе великою милостью не только за большие и широкие добрые дела, но и за стакан воды, поданный ближнему [[new:mf:10:42|(Мф. 10, 42)]]. Работай же усердно во славу Божию и благо ближних, как можешь, пока для тебя есть день, то есть пока ты жив, не наступила ночь жизни, то есть смерть, когда уже не можем мы делать [[new:in:09:04|(Ин. 9:4)]]. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 1-8 **Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле** Поскольку Господь упомянул о скорбях и опасностях, то предлагает и врачевство от них. Врачевство это есть молитва, и не просто молитва, но молитва постоянная и усиленная. Все это, - говорит, - имеет случиться с людьми того времени, но против этого великую помощь подает молитва, которую мы должны постоянно и с терпением творить, представляя себе то, как докучливость вдовы преклонила неправедного судью. Ибо если его, полного всякой злобы и не стыдившегося ни Бога, ни людей, постоянная просьба смягчила, то тем более не преклоним ли мы на милость Отца щедрот Бога, хотя Он в настоящее время и медлит? Смотри, не стыдиться людей - признак большой злобы. Ибо многие Бога не боятся, а разве только людей стыдятся, и потому менее грешат. Но кто перестал и людей стыдиться, в том уже верх злобы. Поэтому и Господь после поставил: //"и людей не стыдился"//, говоря как бы так: судья и Бога не боялся, и что говорю, Бога не боялся? - он обнаруживал еще большую злобу, потому что и людей не стыдился. Притча сия научает нас, как мы много раз говорили, тому, чтобы мы не унывали в молитвах, подобно как и в другом месте сказано: кто из вас, имея друга, отошлет его, если он придет и постучится ночью? Ибо если не по чему другому, то по неотступности его отворит ему [[new:lk:11:05|(Лк. 11, 5. 8)]]. И еще: //"Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба"// и прочее? [[new:mf:07:09|(Мф. 7, 9)]]. Всем этим Господь внушает нам постоянное упражнение в молитвах. - Некоторые пытались как можно обстоятельнее изложить эту притчу и осмеливались прилагать ее к действительности. Вдова, - говорили они, - есть душа, отвергшая прежнего своего мужа, то есть диавола, который поэтому стал соперником, постоянно нападающим на нее. Она приходит к Богу, Судии неправды, который, то есть, осуждает неправду. Сей Судия Бога не боится, ибо Он един только Бог, и не имеет другого, которого мог бы бояться, и людей не стыдится, потому что Бог не взирает на лице человека [[new:gal:02:06|(Гал. 2, 6)]]. Над этой вдовой, над душой, постоянно просящей у Бога защиты от соперника ее - диавола, Бог умилостивляется, так как докучливость ее побеждает Его. - Такое разумение, кому угодно, пусть принимает. Оно передается для того только, чтоб не осталось безызвестным. Только Господь научает нас этим необходимости молиться и показывает, что если сей судия, беззаконный и полный всякой злобы, сжалился по причине беспрестанной просьбы, тем более Бог, начальник всякой правды, вскоре подаст защиту, хотя Он долго терпит и, по-видимому, не слушает просящих Его день и ночь. Научив нас этому и показав нам, что во время кончины мира нужно пользоваться молитвой против имеющих тогда случиться опасностей, Господь присовокупляет: //"Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?"// вопросительной речью показывая, что мало найдется тогда верующих. Ибо сын беззакония будет иметь тогда такую силу, что прельстил бы и избранных, если б можно было [[new:mf:24:24|(Мф. 24, 24)]]. О том, что встречается редко, Господь обыкновенно употребляет вопросительный образ речи. Например: //"кто верный и благоразумный домоправитель"//[[new:lk:12:42| (Лк. 12, 42)]]. И здесь, обозначая то же самое, именно: что сохраняющих веру в Бога и доверие друг к другу тогда будет очень малое число, Господь употребил помянутый вопрос. - Убеждая к молитве, Господь справедливо присовокупил слово о вере, поскольку вера составляет начало и основание всякой молитвы. Ибо напрасно будет человек молиться, если он не верует, что получит просимое на пользу [[new:iak:01:06|(Иак. 1, 6-7)]]. Поэтому Господь, научая молиться, упомянул и о вере, прикровенно давая знать, что немногим тогда можно будет молиться, поскольку и вера тогда найдется не во многих. Итак, Господь, придя на облаках, не найдет веры на земле, исключая разве немногих. Но Он произведет тогда веру. Ибо, хотя невольно, все исповедуют, что Господь Иисус в славу Бога Отца [[new:fil:02:11|(Флп. 2, 11)]], и если нужно назвать это верой, а не необходимостью, из неверных не останется никого, кто бы не поверил, что Спаситель один только тот, кого он прежде злохулил. ===== Евагрий Понтийский ===== **Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать**. Поэтому не унывай и не падай духом от того, что до сих пор не получил. Получишь позднее. А к притче Господь добавил также слова: **Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как женщина не дает покоя, сотворю суд ей**. Так и Бог **защитит вскоре вопиющих к Нему день и ночь**. Поэтому радуйся, с трудолюбием и терпением пребывая в святой молитве. //**Главы о молитве.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Глаголаше же и притчу к ним, како подобает всегда молитися и не стужати (си), ** Тут прямо указывается цель притчи – постоянно обращаться с молитвою к Богу (всегда молиться) **и не унывать**, если Бог иногда долго не исполняет молитвы. Но так как эта притча находится в связи с предшествующими изречениями Господа о втором пришествии Его [[new:lk:18:23|(Лк. 18:23-]][[new:lk:18:34|34)]]; то она имеет и частную цель – молиться особенно во время продолжительных бедствий и скорбей при этом пришествии Господа, и Господь в это время непременно защитит молящихся. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать** Слова Христа о том, что ученики не увидят //«дня Сына Человеческого»//, не найдут себе подкрепления в наступлении дня суда [[new:lk:17:22|(Лк. 17:22)]], произвели, конечно, на них тяжелое впечатление. Чтобы показать, что они все же не должны унывать, Господь говорит им притчу, которая вразумляет их, что Бог все-таки слышит и услышит просьбы Своих избранных (т. е. их, учеников Христа) и исполнит их. //«Всегда молиться»//. Некоторые толкователи понимают здесь «постоянное стремление души к Богу», которое должно продолжаться в течение жизни, хотя для молитвы бывают часы более сильной и сосредоточенной теплоты (Тренч, с. 408). Но употребленный здесь глагол «//молиться//» (προσεύχεσθαι) означает действительную молитву, в прямом значении этого слова. Что же касается выражения «//всегда//» (πάντοτε), то оно, несомненно, имеет гиперболический смысл. Так это слово часто употребляется в Священном Писании (например, //«скорбь моя всегда предо мною»//, – [[old:ps:037:18|Пс. 37:18]]; //«пребывали всегда в храме»//, – [[new:lk:24:53|Лк. 24:53]]). //«Не унывать»// – по связи речи, не унывать во время молитвы, когда видят, что она не исполняется. Содержание и цель притчи здесь указывает сам евангелист, а не Христос (как почему-то утверждает Тренч, с. 408). **//Толковая Библия.//** [<10>]