[<10>] ====== Толкования на Лк. 18:30 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной** См. Толкование на [[new:lk:18:24#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 18:24]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **иже не приимет множицею во время сие, и в век грядущий живот вечный** **Множицею** (гораздо более), у еванг. Матфея и Марка, //сторицею// [[new:mf:19:27|(Мф. 19:27)]], т. е. несравненно больше, чем сколько стоит оставленное. У Марка еще сказано: //домов, и братьев, и сестер, отцов, и матерей, и детей, и земель// [[new:mk:10:28|(Мк. 10:28)]]. Обещание иметь множество всего этого, конечно, нужно понимать иносказательно, т. е. в духовном смысле, так как невозможно иметь множество, напр, отцов и матерей. Это значит: 1) что духовные блага, даруемые от Христа Своим последователям, столь обильны, что несравненно более вознаграждают отказавшегося ради них от всех благ вещественных, житейских, если только последние отклоняют его от последования Господу; 2) что духовные связи религии несравненно более должны быть дороги человеку и более крепки, чем кровные и чувственные, если только сии последние препятствуют высокой религиозной жизни; и 3) что, потому с излишком вознаграждают отрекшегося от этих последних благ: за отречение от них таковой может приобрести гораздо более дорогих сердцу, духовных братьев и сестер, духовных отцов, матерей и детей (Мих.). Св.Григорий Богослов замечает: «Господь сделает, что оставивший все ради Христа будет обрадован бедностию или оставлением всех вещей гораздо более, чем своим богатством или своими угодьями.» В Евангелиях Матфея и Марка здесь прибавлено: //Многие же будут первые последними, и последние первыми// [[new:mf:19:30|(Мф. 19:30)]]. Это значит, что раздаяние будущих небесных наград будет зависеть от веры и добрых дел, а не от раннего или позднего обращения ко Христу, ни от знатности или незнатности и т. п. Разумеется здесь и то, что иудеи, быв некогда первыми по избранию Божию или мечтавшие получить великие земные блага в царстве Мессии, не уверовав во Христа, станут последними, а язычники, прежде последние, уверовав, будут первыми. Иуда был сыном царствия и вместе с другими Апостолами слышал: //сядете на двенадцати престолах// [[new:mf:19:28|(Мф. 19:28)]], однакож сделался сыном геенны; а ефиоплянин [[new:act:08:27|(Деян. 8:27)]], будучи варваром, язычником, удостоился венцев вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной** См. Толкование на [[new:lk:18:18#lopuxin_ap|Лк. 18:18]] [<10>]