[<10>] ====== Толкования на Лк. 19:8 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо** Мытарь, соревнуясь с Тем, Кто не только плотию сошел до нас, но, по неизреченному Своему человеколюбию, и наше поношение отъял, **«став, рече Иисусу»**. Это выражение **«стал»** является показанием утвержденной воли, решительной и вместе смиренной; итак, став и благодерзновенно заставляя умолкнуть порицающих его, **«рече Иисусу: се пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею»**, и таким образом явив себя справедливым (или: праведным), он этим свел на нет порицание роптавших на Господа и говоривших, что Он зашел к грешному человеку; потому что, воздав вчетверо то, что полагалось обидимым, как это требовал Закон [[old:ish:22:start|(Исх. 22)]], он этим //«уклонился от зла»//, раздав же половину своего имущества нищим, он этим //«сотворил благо»// и во всем явил себя очищенным. Поэтому Господь сказал Фарисеям: //«Обаче от сущих дадите милостыню: и вся чиста вам будут»// [[new:lk:11:41|(Лк.11:41)]]; теперь же, таковыми его делами всенародно подтвержденный в Своей правоте и представляя на основании сего Свою защиту против ропчущих на Него. **//Омилия 64. На 15-е воскресение Евангельских чтений по Луке.//** ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо** Такое обещание действительно могло убедить каждого, что Закхей хочет сделаться достойным своего имени. По закону Моисееву [[old:ish:21:37|(Исх. 21:37]], [[old:ish:22:01|22:1–4]]; [[old:chis:05:06|Чис. 5:6–7)]], только тот обязывается вдвое или вчетверо возвращать похищенное, кто был приведен в суд и обличен в преступлении; а кто сам собой признавал свой грех, тот должен был возвратить похищенное только с присовокуплением пятой части: но Закхей, бывший доселе ниже закона, вдруг делается выше его и хочет поступать с этих пор по закону не только правды, но и любви, Божественный образец которой видит перед собой в Иисусе. По всему видно, что благоразумный мытарь понял цель посещения Иисусова, вошел, так сказать, в дух милости, ему оказанной. Евангелист не говорит, чтобы он заботился слишком много (как некогда Марфа) об угощении Господа и учеников Его, не сказывает даже, чтобы угощал их. Искреннее обещание вознаградить всех обиженных, раздать пол-имения нищим было самым лучшим угощением для Того, Кто поставлял брашно Свое в исполнении воли Отца Небесного [[new:in:04:34|(Ин. 4, 34)]]. **//Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо** См. Толкование на [[new:lk:19:02?&#prp_maksim_ispovednik|Лк. 19:2]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо** См. Толкование на [[new:lk:19:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 19:1]] ===== Митр. Антоний (Храповицкий) ===== **Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо** См. Толкование на [[new:lk:24:29#mitr_antonij_xrapovickij|Лк. 24:29]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Став же Закхей рече ко Господу: се, пол имения моего, Господи, дам нищым: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею** Роптали на Господа, что Он //зашел к грешному человеку// [[new:lk:19:07|(Лк. 19:7)]], а между тем не видели, что в душе Закхея совершилось перерождение: что он сознает, что совесть его нечиста в способах приобретения имущества, и решается загладить этот грех добрым делом. Закон еврейский требовал [[old:chis:05:06|(Чис. 5:6,]] [[old:chis:05:07|7)]], чтобы уличенный вор возвратил украденное с добавкою пятой части стоимости украденного, а Закхей обещает сделать несравненно более – обещает **половину** своего имения раздать **нищим**, мало того, обещает вознаградить **вчетверо** обиженных им. Так Закхей не только сознает свои грехи, но и обещается загладить их добром, и этим обнаруживает свое истинное раскаяние. Потому Господь и высказывает ему и прощение, и спасение. «Смотри на чудо, поучает св. Златоуст. Еще не учился (Закхей), и повинуется; еще не слышал наставления, а исполняет: ибо Спаситель ничего еще не заповедал о милостыне и о любви к бедным, но молча просвещал. Как солнце, вливаясь лучами в дом, вносит свет, так Спаситель лучами правды прогнал тьму нечестия. Вот как украсил Закхей свой дом для пришествия Христова, продолжает св. же Златоуст, – украсил тем, что всего приятнее Христу: **половину имения моего я отдам нищим** и пр. Украсим так и мы наши домы, чтобы удостоиться нам принять Христа. Господь для добродетели обитателя не гнушается входить в самые худшие хижины, но в домы нечестивых никогда не войдет, хотя бы они устланы были золотыми коврами. Совлечемся и мы грехов, подобно Закхею. Ибо, как в болезнях и ранах, если прежде не остановить истечения, напрасно будешь прикладывать врачебные средства; так и мы, если не удержимся от корыстолюбия, хотя бы и милостыню подавали, ничего не сделаем доброго. Корыстолюбие все портит и обращает в худшее.» «Закхей обещается отдать нищим только половину своего имения, а не все, замечает один из пастырей (прот. Лебедев). Это показывает, что богатство не мешает нам в деле спасения. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо** Вероятно, беседа, которую имел Христос с Закхеем, придя к нему, произвела огромное впечатление на душу мытаря. Давая обет расплатиться с нищими и обиженными им, он выражает этим сознание своего недостоинства пред таким великим счастьем, какого он удостоился теперь, – к нему пришел Сам Мессия. «//Обидел//» (ἐσυκοφάντησα), т. е. если я кому повредил в материальном отношении своими доносами. Закхей мог, действительно, как глава мытарей, играть большую роль в деле штрафования торговцев, не внесших узаконенную пошлину за товар. «//Вчетверо//». Он рассматривает свой поступок как воровство, а за воровство, по закону Моисееву, полагалось уплачивать вчетверо или даже впятеро стоимости украденного [[old:ish:22:01|(Исх.22:1)]]. [<10>]