[<10>] ====== Толкования на Лк. 19:11 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 11-14 **Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами** Мне кажется, что люди сии, слыша о Царствии Божием, понимали оное чувство о благоволении будто бы Божием на освобождение народа еврейского, поэтому и предполагали, что Иисус, восходя в Иерусалим, примет это царство. Но Господь, чтобы показать им, что они рассуждают неразумно, ибо Царствие Его не чувственное, а вместе выразить и то, что Ему как Богу известны их помыслы, говорит настоящую притчу, выводя Себя в лице человека высокого рода. Ибо хотя Он соделался человеком, но не отступил и от высоты и благородства Божества. Совершив же Таинство Домостроительства во плоти, снова отправился в дальнюю страну, то есть, чтобы и по человечеству сесть с плотью //"одесную престола величия на небесах"// [[new:evr:08:01|(Евр. 8, 1).]] Ибо как Бог - Он всегда восседал с Отцом, а как человек - Он тогда сел, когда вознесся, ожидая, доколе враги положены будут под ноги Его[[new:evr:10:12| (Евр. 10, 12-13)]]. А это будет в конце мира, когда все, и нежелающие, покорятся Ему, уверовав, что// "Господь Иисус Христос в славу Бога Отца"// [[new:fil:02:11|(Флп. 2, 11)]]. "//Граждане//" его суть иудеи, ненавидящие Его. //"И видели, - //говорит Он//, - и возненавидели и Меня, и Отца Моего"// [[new:in:15:24|(Ин. 15, 24)]]. Они не хотели, чтоб Он царствовал над ними. Поэтому, отрекаясь от Его царства, и говорили Пилату: //"нет у нас царя"//, и опять// "не пиши: Царь Иудейский"// [[new:in:19:15|(Ин. 19, 15. 21)]]. Однако же Захария взывает: //"Ликуй от радости, дщерь Сиона: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий"// [[old:zah:09:09|(Зах. 9, 9)]]; и Исаия: //"Вот, Царь будет царствовать по правде"// [[old:is:32:01|(32, 1);]] и Давид: //"Я помазал Царя Моего над Сионом"// [[old:ps:002:06|(Пс. 2,6)]]. Иудеи возненавидели Господа, а Он рабам Своим дал десять мин. "//Рабы//" Его суть те, коим вверены служения в Церкви. Говорится, что их "//десять//", по причине совершенства церковного предстоятельства. Ибо порядок в Церкви имеет совершенное устроение предстоятелей, и не было нужды их ни больше, ни меньше. Например, мы видим в Церкви три следующие действия: очищение, просвещение и совершение, три и степени, между которыми разделены эти действия. Диаконы очищают оглашением и учением, пресвитеры просвещают крещением, архиереи на священные степени поставляют и совершают, то есть рукополагают. Видишь ли, степени соразмерены с действиями, и степеней предстоятелей ни больше, ни меньше? Этим-то рабам Господь раздает десять "//мин//", то есть дарований, которые каждому даются на пользу [[new:1kor:12:07|(1 Кор. 12, 7)]]. Ибо всяк, кому вверено предстоятельство, хотя бы недостоин был, имеет дарование от самого помазания, и это есть поистине великое Таинство человеколюбия и Домостроительства Божия. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Слышащым же им сия, приложь рече притчу, зане близ Ему быти Иерусалима, и мняху, яко абие Царство Божие хощет явитися** **Приложь рече** (присовокупил Иисус Христос) **притчу** и пр. Притча эта была о минах. Мина, это – сумма, по еврейскому счету, в 150 руб. Она заключала в себе 100 сиклей. Притчу о минах предложил Господь в доме Закхея, начальника мытарей. Евангелист указывает на причину, по которой Господь предложил ее и из которой виден самый смысл притчи. Иисус Христос находился близ Иерусалима, за Ним следовало множество народа. Ученики Его принимали Его за Мессию, но имели неправильное понятие о Его царстве: они ожидали, что Господь освободит иудеев от ненавистного им римского ига и, покорив Своей власти прочие народы, оснует могущественное царство; в этом царстве сделает иудеев господствующим народом, а всех язычников подданными их. Ожидали этого царства скоро, как только Господь вступит в Иерусалим с царственным величием. Чтобы рассеять это заблуждение, Господь, находясь **близ Иерусалима**, произносит притчу о минах. Притча взята из современных почти событий, которые еще живо могли храниться в памяти и тем помогали понимать смысл ее (чит. дал.); основная же мысль этой притчи сходна с основною мыслию притчи о талантах в Евангелии от Матфея ([[new:mf:25:14|(Мф. 25:14,]] [[new:mf:25:28|28)]] Мих.). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие** Притча о минах сходна с приведенной у евангелиста Матфея [[new:mf:25:14|(Мф.25:14–30)]] притчей о талантах. Евангелист Лука поводом к произнесению этой притчи указывает то обстоятельство, что Господне возвещение о спасении дома Закхея (стих 9) слышали ученики Христа и, вероятно, бывшие у Закхея гости, которые поняли это возвещение в том смысле, что скоро Христос откроет Царство Божие для всех (Господь находился всего в 150 стадиях от Иерусалима). Понятно, что царство, которого они все ожидали, было внешнее, политическое. Чтобы рассеять такое ожидание, Господь и сказал нижеследующую притчу. [<10>]