[<10>] ====== Толкования на Лк. 19:13 ====== ===== Прп. Серафим Саровский ===== **Призвав же десять раб своих, даде им десять мнас и рече к ним: куплю дейте, дондеже прииду** Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание, денег, а у дворян сверх того - получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и временный, приобретается одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом. Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу, и дело жизни нашей на земле именует **куплею**, и говорит всем нам: **Купуйте, дондеже прииду**, //искупующе время, яко дние лукави суть//, - то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары - это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа. //**Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь** Десять рабов – это все люди, которые суть рабы Господа по праву творения и непрестанных, величайших благодеяний им, продолжающихся от первой до последней минуты их бытия. Мнас – монета, данная для приумножения. Каждому из нас даются от Бога способности – для того, чтобы чрез них мы умножали достояние Небесного Владыки так или иначе, посредством того или другого искусства, той или другой способности. Только два раба приумножили как следует достояние своего Владыки; другие – зарыли в землю серебро своего Господина и явились к Нему с пустыми руками. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь** См. Толкование на [[new:lk:19:11#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 19:11]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Призвав же десять раб своих, даде им десять мнас и рече к ним: куплю дейте, дондеже прииду** **Десять раб и десять мнас** (мин). Это число не есть определяющее известное количество рабов и мнас. Здесь определенное число десять употреблено вместо неопределенного. Рабы, это – ученики и последователи Христовы, верующие во Христа Спасителя люди; мины, – это разнообразные духовные дарования Божии последователям Христовым, как-то: дары Св. Духа, освящающие и спасающие, Евангелие и таинства, а равно и внешние дары и блага, как-то: здоровье, силы, средства к жизни, то или другое положение в обществе, каковые все они должны употреблять во славу Божию, на пользу себе и другим, и чрез то как бы умножать эти дарования Божии (Злат, и Филар.). Напр., кто преуспевает в благочестивой жизни, кто, имея здоровье, честным трудом пропитывает себя с семейством; имея богатство, помогает бедным; занимая известную должность, проходить ее честно и полезно для общества: – те все употребляют во славу Божию и на пользу себе и другим данные им от Бога дары, и чрез это как бы умножают их. Блаженный Феофилакт рассуждает: «удвояет данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но и старается быть полезным и для других». Это и значит, по Евангелию, **куплю дейте** посредством мин или употреблять **их в оборот**. У еванг. Матфея сказано, что одному рабу дано было пять талантов (талант – сумма в 2500 р.), другому два и третьему один. Это значит, что дарами духовными и внешними Господь наделяет одних в большей, других в меньшей мере, т. е. каждого столько, сколько нужно: потому что Бог знает, кто какие из даров и сколько может употребить на пользу. Напр., кто не способен стоять на высоте общественного служения, того Бог не поставляет так, и он может быть полезным на низшей степени; кто не сумеет употребить богатство во благо, того не наделяет Господь им, и т. п. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь** Человек призвал десять своих собственных (ἑαυτοῦ) рабов, от которых мог ожидать, что они будут соблюдать Его интересы (ср. [[new:mf:25:14|Мф.25:14]]). «//Мин//». Мина еврейская равнялась ста сиклям, – т. е. 80 рублям (т. е. 1,6 кг в серебряном эквиваленте. – Прим.ред.). Аттическая мина равнялась ста драхмам – если это была мина серебряная, т. е. 20 рублям (400 г на серебро. – Прим.ред.). Но мина золотая равнялась 1 250 рублям (соответствует цене примерно 1,4 кг золота. – Прим.ред.). В Евангелии от Матфея счет ведется более крупный – на таланты, но там человек раздает все свое имение, чего не сказано здесь о человеке, отправлявшемся искать себе царство. //«Употребляйте их в оборот»//, т. е. заведите на них торговлю. Под «//рабами//», конечно, нужно понимать учеников Христовых, а под «минами» – разные полученные ими от Бога дарования. [<10>]