[<10>] ====== Толкования на Лк. 19:45 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих** См. Толкование на [[new:lk:20:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 20:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И вшед в церковь, начат изгонити продающыя в ней и купующыя** Об обстоятельстве очищения храма Господом повествуют и свв. евангелисты Матфей [[new:mf:21:12|(Мф. 21:12-]][[new:mf:21:13|13)]] и Марк [[new:mk:11:15|(Мк. 11:15-]][[new:mk:11:17|17)]]. Св. Лука повествует о сем совершенно согласно с ними, но только короче. **В церковь** (храм). О храме чит. в объяснении [[new:lk:01:09|Лк. 1:9]]. Третья часть храма двор, разделялась на двор Израильтян – мужей, двор жен и двор язычников. В этом-то последнем дворе была допущена торговля предметами, употребляемыми при жертвоприношении, – торговля напр., жертвенными животными, ладаном, маслом, мукою, вином, быть может, и другими предметами, не необходимыми при Богослужении. При торговле, конечно, неизбежны были неуместные в здании храма шум, толкотня, споры и т. п. Потому-то Господь и //выгнал// отсюда всех **продающих** и **покупающих**. У еванг. Матфея и Марка сказано еще, что при этом Господь //столы меновщиков// и //скамьи продающих голубей опрокинул. Опрокинул столы меновщиков//. Закон иудейский требовал, чтобы иудеи платили подать на храм своею еврейскою монетою [[old:ish:30:11|(Исх. 30:11,]] [[old:ish:30:16|16)]]; между тем во времена Иисуса Христа, когда они находились под властью римлян, была в употреблении монета и народная еврейская, и римская, и прежних времен греческая. Потому для обмена монет греческих и римских на еврейские и для размена вообще, устроены были в храме, во дворе язычников, особые места и столы. Конечно, – мена денег, как равно и торговля допущены были для удобства богомольцев храма, но это было неуместно, несогласно с святостию храма. Подобный случай изгнания торговцев из храма Иисусом Христом был, как описывает евангелист Иоанн, в первый год Его проповеди [[new:in:02:14|(Ин. 2:14,]] [[new:in:02:16|16)]]. //Опрокинул скамьи продающих голубей//. Голубей, обыкновенно, много приносилось в жертву. Конечно, трудно было иудеям, приходившим особенно из дальних стран, нести с собою и голубей. Отсюда и произошла торговля голубями в храме. «Господь выгнал торгующих, замечает митр. Филарет, показывая тем отменение жертв. Он этим предсказал, что нет более нужды в жертвоприношении или заклании животных, но нужно молиться». //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 45-48 **И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его** Об очищении храма евангелист Лука говорит согласно с Марком [[new:mk:11:15|(Мк.11:15–17)]] и отчасти – с Матфеем[[new:mf:21:12| (Мф.21:12–13)]]. //«И учил каждый день в храме»//. Евангелист Лука отмечает факт ежедневного появления Христа в храме как учителя для того, чтобы сделать переход к предмету следующей главы. На это «учение» намекает и евангелист Марк [[new:mk:11:17|(Мк.11:17)]]. //«Неотступно слушал»//. Внимание, с которым народ слушал Христа, являлось препятствием для врагов Спасителя в их замыслах против Него. [<10>]