[<10>] ====== Толкования на Лк. 20:40 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им** См. Толкование на [[new:lk:20:39#sschmch_grigorij_lebedev|Лк. 20:39]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И уже не смели спрашивать Его ни о чем** См. Толкование на [[new:lk:20:27#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 20:27]] Ст. 40-47 **Он же сказал им: как говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают дoмы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение** Вскоре имея идти на страдания, Господь проповедует о Своем Божестве, и то не явно и с гордостью, но очень скромно. Ибо спрашивает их и, приведя в недоумение, предоставляет им самим выводить следствие. Давид, - говорит, - называет Его Господом [[old:ps:109:01|(Пс. 109, 1)]]: как же Он простой Сын ему? Он был и сын Давиду по плоти, но вместе и Бог его, а они считали Его только сыном Давидовым. Поэтому Он опровергает это мнение их, что Христос есть простой сын Давидов, и объявляет, что Он не противен Отцу, но имеет с Ним большое единомыслие, ибо Отец поборает врагов Его. Это сказал Он книжникам. Поскольку же учеников Он посылал учителями во вселенную, то справедливо убеждает их не подражать фарисеям в славолюбии, в любви к первенству и вообще в светскости и человекоугодливости. Ибо тщательно соблюдать приветствия на площадях свойственно тем, кои льстят всякому встречному и заискивают доброе о себе мнение или употребляют это средством к собранию денег. //"Поедают, - //говорит//, - домы вдов"//, наполняя чрево и расточая за пределы должного. И предлог к тому как бы благоговейный. Ибо, под предлогом молитвы и душевной пользы, они учат не посту, но пьянству и чревоугодию, и за то, говорит, //"примут тем большее осуждение"//, потому что не только зло делают, но и прикрывают оное молитвой. И вид у них благоговейный, добродетель они делают предлогом к лукавству. Поэтому они заслуживают и большее осуждение, так как добро подвергают порицанию. Вдовиц должно жалеть, а они входят в домы их за тем будто бы, чтобы долгими молитвами благословить их. Между тем вдовицы принуждены бывают по случаю их посещения делать издержки, и таким образом разоряются. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 40-44 **Ктомуже не смеяху Его вопросити ничесоже. Рече же к ним: како глаголют Христа Сына Давидова быти? Сам бо Давид глаголет в книзе псаломстей: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги твоя подножие ногама Твоима. Давид убо Господа его нарицает, и како Сын ему есть** Этот вопрос, поставивший книжников в большое затруднение, находится и в Евангелиях Матфея [[new:mf:22:41|(Мф. 22:41-]][[new:mf:22:46|46)]] и Марка [[new:mk:12:35|(Мк.12:35-]][[new:mk:12:37|37)]], и ев. Лука излагает его почти в одних и тех же словах, что и у них. Он дан был Господом фариееям и саддукеям после их вопросов Ему о дани Кесарю и воскресении мертвых и после того, как они, услышав поразительные ответы Господа, как замечает еванг. Лука, умолкли, – //не смели спрашивать Его ни о чем// [[new:lk:20:40|(Лк. 20:40)]]. Св. Златоуст так говорит о причине, по которой Господь предложил фариееям вопрос о том, чей Мессия сын. Он, как сердцеведец, знал, что фарисеи предлагали ему вопросы с затаенною мыслию: не назовет ли Он Себя Сыном Божиим и Богом; тогда они обвинили бы Его в богохульстве. Как бы отвечая на эту тайную их мысль, Господь предложил им с Своей стороны вопрос, неприметным для них образом приводя их к тому, чтобы они не только Отца, но и Его признали Богом. **Кого глаголют** и пр. Иисус Христос предложил фариееям и саддукеям вопрос о происхождении Мессии для того, чтобы обличить несостоятельность их понятий о личном достоинстве Мессии. Фарисеи называли Христа сыном Давидовым сообразно обетованиям о Мессии, которые даны были царю Давиду и подтверждены впоследствии времени ([[old:2ts:07:14|2 Цар. 7:14]] и дал.); но не признавали в Нем божественного достоинства, они опускали это из внимания. Вы, книжники так думаете о Мессии, а между тем, – **Сам Давид глаголет** (говорит) **в книзе Псаломстей**, по Матфею, //по вдохновению//, а по Марку, //Духом Святым// и пр. следовательно, истинно, непреложно. **Сказал** (рече) **Господь Господу Моему** и пр. Слова эти взяты из 109 псалма [[old:ps:109:start|(Пс. 109)]], где изображены могущество и вечная слава Христа Спасителя мира. **Сказал Господь** т. е. Бог Отец (Иегова) **Господу Моему**, т. е. имеющему воплотиться ради спасения мира, Сыну Своему Иисусу Христу. **Седи одесную** – по правую руку – **Меня**. Сидеть по правую руку царя означает благоволение царя к сидящему и могущество сидящего. (Чит. [[new:mf:20:21|Мф. 20:21;]] [[old:1ts:20:25|1 Цар. 20:25;]] [[old:ps:109:01|Пс. 109:1)]]. **Седи одесную Меня**, т. е. разделяй со Мною царский престол, царствуй со Мною. **Положу врагов Твоих в подножие ног Твоих**. Эти слова указывают могущество Мессии, господство Его над всеми врагами и вместе над всем миром [[old:ps:002:09|(Пс.2:9;]] [[new:evr:10:13|Евр.10:13)]]. Св. Златоуст замечает, что Господь произнес слова о поражении врагов Мессии для того, чтобы устрашить фарисеев – что если они не признают Его за истинного Мессию, то и им грозит участь врагов Мессии, о которой говорит пророк. **Давид Господом называет Его** и пр. Т. е. если Мессия должен быть только простым потомком Давида, как вы иудеи думаете, то как же Давид мог назвать Его своим Господом? Мог ли напр. Авраам назвать Исаака, Иакова или хотя того же Давида своим Господом? А если Мессия был Господом Давида, и если Он уже существовал тогда, когда Давид писал о Нем, то простой ли Он Его потомок, а не воплотившийся ли Сын Божий? Еванг. Лука ничего не говорит о впечатлении, произведенном собственно на слушателей вопросом Господа, но Марк замечает, что //множество народа слушало Его с услаждением// [[new:mk:12:37|(Мк. 12:37)]]. Тогда как начальники и руководители народа, первосвященники и книжники, или издевались над учением Христа, которое Он проповедывал, или силились уловить Его на словах и погубить, простой народ чувствовал, что в учении Христовом преподается истина, и услаждался сим учением, хотя многого из оного не понимал. Народ видел, как Господь обнаружил невежество считавших себя учеными и многознающими, книжников и учителей, и потому возымел к Нему еще большую расположенность и уважение. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им** См. Толкование на[[new:lk:20:39#lopuxin_ap| Лк. 20:39]] [<10>]