[<10>] ====== Толкования на Лк. 21:1 ====== ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== Ст. 1-3 **Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила** //О положившей две лепты// В делах житейских желание чего-либо не сопровождается непременно и возможностью; потому что дела великие превышают личные силы людей. В делах же духовных тем, кто на что-либо произволяет, дается сила; потому что все по мере сил совершаемое с успехом оказывается достигающим небес. Посему жена-вдовица, положившая две лепты в священную сокровищницу, воспевается как превзошедшая всех царей и цариц; ибо Судия увенчал не то, что ею вложено, но ее произволение, которым она посвятила Богу все свое достояние. ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу** См. толкование на [[new:mk:12:41#prp_maksim_ispovednik|Мк.12:41]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 1-4 **Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание свое, какое имела.** Было священное сокровище, уделяемое боголюбивыми, которое употребляли на поделки и поправки в храме, и вообще на украшение храма и на пропитание бедных. Но в последнее время священники и это сокровище обратили в торговые обороты, разделяя оное между собой, а, не употребляя на то, на что определено оно первоначально. - Господь вдовицу хвалит больше всех прочих, потому что она от скудости своей повергла все свое состояние. Ибо две лепты, по-видимому, и ничтожны, но у кормившейся милостыней они составляли весь живот: ибо вдовица была нищая. Итак, Господь воздает награду, обращая внимание не на то, сколько дается, а на то, сколько остается. В домах богачей, принесших немногое и невеликое, оставалось гораздо больше, а у ней дом весь опустел, и в нем ничего не осталось. Поэтому поистине она достойна похвалы большей, нежели те. - Некоторые думали, что под "//вдовою//" можно разуметь всякую душу, отказавшуюся от прежнего мужа, то есть Ветхого Закона, но еще неудостоившуюся соединиться с Богом Словом, и что она вместо залога приносит тонкую и возможную для нее веру и добрую совесть. Ибо с верой нужно приносить и добрую совесть, то есть жизнь беспорочную. И кто с ними приходит к Богу, тот, кажется, полагает больше всех тех, кои богаты учением и обилуют языческими добродетелями. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 1-4 **Воззрев же виде вметающыя в храм набдящий имения дары своя богатыя. Виде же и некую вдовицу убогу вметающу ту две лепте, и рече: воистинну глаголю вам, яко вдовица сия убогая множае всех вверже: вси бо сии от избытка своего ввергоша в дары Богови: сия же от лишения своего все житие, еже име, вверже** Сказания о вдовице, положившей в церковную сокровищницу две лепты, нет у еванг. Матфея, а находится оно у Марка [[new:mk:12:41|(Мк.12:41-]] [[new:mk:12:44|44)]] и Луки, и сей последний излагает это обстоятельство с небольшим отличием от сказания первого. У Марка говорится, что Иисус Христос //сидел против сокровищницы// храма //и смотрел, как народ кладет деньги// туда. Сокровищницею называлась сборная кружка, находившаяся в храме на так называемом дворе жен, в которую клали добровольные приношения в пользу храма, т. е. на его поддержку, богослужебные принадлежности и пр. Пред праздником Пасхи особенно много собиралось таких пожертвований, потому что пред этим праздником никто не входил в храм, не положив в эту кружку сколько-нибудь денег, по мере своего усердия и средств. (Чит. о храме в объясн. [[new:lk:02:27|Лк.2:27]]) **Две лепты**. Лепта, это – самая мелкая монета, равнявшаяся четверти нашей копейки, так называвшейся у нас прежде полушке. Две лепты равнялись мелкой же римской монете, называвшейся кодрантом, который составлял половину нашей копейки, – так называвшейся нашей деньге, денежке. **Больше** (множае) **всех положила** (вверже). Больше и по сравнению с другими жертвователями, потому что те подавали, не истощая своих средств (**от избытка своего**), а она положила **от скудости своей** (от лишения своего) **все пропитание** (житие) **свое, какое имела** (еже име), т. е. свое последнее, и поэтому больше и по ценности. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-4 **Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела** Повествование о вдове, положившей в храмовую сокровищницу две лепты, представляет собою почти точное повторение рассказа евангелиста Марка [[new:mk:12:41|(Мк. 12:41–44)]]. //«Взглянув же»//. До сих пор Господь вел беседу со Своими учениками. Теперь Он осматривает народ, входивший в храм, и видит вдову. //«В дар»// (стих 4) точнее: «в дары» (εἰς τὰ δῶρα), т. е. богатые прибавили от себя к дарам, находившимся в сокровищнице. **//Толковая Библия.//** [<10>]