[<10>] ====== Толкования на Лк. 21:20 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 20-27 **Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится всё написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою** Теперь самым ясным образом Господь говорит о пленении Иерусалима. Поэтому я думаю, что слова: //"прежде же всего того"// нужно разуметь так: прежде голода и мора, и прочих бед, какие случатся во время кончины мира, вас, апостолов, изгонят и прочее. Потом и для Иерусалима наступят бедствия. Поскольку они думали, что здания храма будут разрушены во время кончины, то Господь говорит: нет! Ибо во время кончины будут лжепророки, голод и мор от постоянных войн, имеющих возгореться вследствие того, что любовь иссякнет. А вы изгнаны будете прежде времени кончины, и Иерусалим будет взят в плен, и камни сии будут разрушены. Когда увидите город Иерусалим, окруженный римскими войсками, тогда знайте, что приблизилось его запустение. - За сим оплакивает те бедствия, кои постигнут тогда город. Находящиеся в Иудее, - говорит, - пусть бегут в горы; находящиеся в окрестностях пусть не надеются, что их сберегут стены города, но и те, кои будут внутри города, пусть выходят из него вон. Потому что это будут дни отмщения, чтобы исполнилось написанное, особенно в книге пророка Даниила[[old:dan:09:26| (9, 26 - 27)]]. //"Горе беременным"// (в те дни), ибо они по причине тяжести чрева не могут бежать, //"и питающим сосцами"//, ибо по причине сильной любви к детям не могут они ни оставить их без присмотра, ни увести их с собой. Некоторые говорят, что Господь сим намекает на заклание детей, о котором рассказывает Иосиф и пророчествует Иеремия [[old:ier:11:22|(11, 22)]]. - //"И Иерусалим, - //говорит//, - будет попираем язычниками"//. Доселе речь была о пленении: потом о кончине. //"Будут, - //говорит//, - знамения в солнце и луне и звездах"//. Ибо с переменой в твари естественно быть новому порядку и в стихиях. У народов будет "//уныние//", то есть скорбь, смешанная с недоумением во всем. Море будет страшно шуметь, и наступят боязнь и смущение, так что люди будут издыхать от одного страха и ожидания бедствий, идущих на вселенную. Видишь ли? Он ясно говорит здесь о кончине мира. Ибо выше говорил, что Иерусалим будет окружен и попираем языческими войсками, а здесь говорит о наступлении бедствий для вселенной. Значит, теперь речь у Него о кончине вселенной. //"Ибо силы небесные поколеблются"//. Что Я говорю (говорит Он), что при изменении всей твари смутятся люди? Самые Ангелы и первейшие Силы смутятся и ужаснутся при столь страшных переменах во всем.// "И тогда увидят Сына Человеческого"//. Кто? Все верующие и неверующие. //"Грядущего на облаке"//, то есть как Бог, с силой и славой великой. Ибо тогда и Сам Он, и крест Его возблистает лучше солнца, всеми будет признан. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Егда же узрите обстоимь Иерусалим вои, тогда разумейте, яко приближися запустение ему** Повествование о бедствиях при разрушении самого Иерусалима у еванг. Луки сходно с повествованиями Матфея ([[new:mf:24:15|Мф. 24:15]] и дал.) и Марка ([[new:mk:13:14|Мк. 13:14]] и дал.), хотя имеет и некоторые свои особенности. **Узрите** (увидите) **обстоим Иерусалим вои** (окруженный войсками), т. е. римскими. У еванг. Матфея и Марка сказано иначе: //увидите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящую, где не должно//. //Мерзость запустения//, или омерзительное запустение, это, – по толкованию св. Златоуста, римские войска, осадившие и взявшие Иерусалим, и их языческие знамена, водруженные на месте разрушенного храма. Известно, что когда римляне взяли Иерусалим, то поставили своих идолов в полуразрушенном храме и приносили здесь им жертвы. Так как св. Лука писал свое Евангелие для христианина из язычников (Феофила), то он и не указывает на пророчество Даниила о запустении Иерусалима и об осквернении храма, как делают это свв. Матфей и Марк, а говорит прямо об этом самом обстоятельстве, – он говорит только о начале запустения, а первые говорят о самом запустении. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-24 **Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников** О разрушении Иерусалима евангелист Лука говорит, в общем, согласно с Марком [[new:mk:13:14|(Мк.13:14]] и сл.), но есть здесь и некоторые особенности. //«Иерусалим, окруженный войсками»// (стих 20). Некоторые (у нас – еп. Михаил) полагают, что евангелист Лука здесь объясняет, что такое //«мерзость запустения»//, о которой говорит Марк (и Матфей). Но такое толкование ни на чем не основано. Окружение города войсками не есть еще «//запустение//» его... //«Находящиеся в Иудее»// (стих 21). Это относится к ученикам Христовым, как видно из 20 стиха («увидите» – «знайте»). Возможность бежать из города, следовательно, еще представится, несмотря на то что город будет окружен (стих 20). //«Да исполнится все написанное»// (стих 22). Тут подразумеваются многочисленные пророчества о погибели Иерусалима, в том числе и пророчество Даниила о 70 седминах [[old:dan:09:26|(Дан.9:26–27)]]. //«От острия меча»// (стих 24) – точнее: «от уст меча» (στόματι μαχαίρας). Меч изображен как кусающий зверь (ср. [[old:gen:34:26|Быт.34:26]]; [[old:vtor:13:15|Втор.13:15]]). Согласно Иосифу Флавию, при осаде и взятии Иерусалима погибло около миллиона иудеев. //«Отведутся в плен»//. В плен было уведено – большей частью в Египет и другие провинции – 97 тысяч. //«Иерусалим будет попираем язычниками»//. Город здесь изображается как личность, с которой язычники будут обходиться с крайним презрением (ср. [[old:is:10:06|Ис.10:6]]; [[old:otkr:11:02|Откр.11:2]]). //«Доколе не окончатся времена язычников»//, т. е. до тех пор, пока не пройдет период времени, назначенный язычникам для совершения приговора Божия о народе иудейском (св. Иоанн Златоуст). Окончиться эти «//времена//» (καιροί) должны ко второму пришествию Христа (ср. стихи 25–27), которое должно наступить еще при жизни слушателей этой речи (стих 28: //«поднимите головы...»//). Поэтому здесь не может быть речи о долгих сроках и, следовательно, тут нет пророчества о падении язычества при Константине Великом и тем более об обращении //«полного числа язычников»// [[new:rim:11:25|(Рим.11:25)]] ко Христу. Понятно, что под пришествием Христа здесь нужно будет понимать не пришествие Его перед концом мира, а пришествие Его в Святом Духе или же считать речь о втором пришествии сказанной в духе ветхозаветных пророчеств (см. комментарии к [[new:mf:24:start|Мф.24]]). [<10>]