[<10>] ====== Толкования на Лк. 22:2 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа** См. Толкование на [[new:lk:22:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 22:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **и искаху архиерее и книжницы, како бы убили Его: бояхуся бо людий** **Искаху** (искали) **первосвященники и книжники** и пр. О первосвященниках и книжниках чит. в объясн. [[new:lk:01:05|(Лк. 1:5)]] и [[new:lk:05:17|(Лк. 5:17)]]. У еванг. Матфея сказано подробнее. //Собрались первосвященники и книжники и старейшины народа// [[new:mf:26:03|(Мф. 26:3)]], т. е. почетные и должностные лица, принимавшие участие в правительственных делах, во двор первосвященника Каиафы и положили в совет взять Иисуса хитростию и убить. Но говорили: //только не в праздник, чтобы не сделать возмущения в народе// [[new:mf:26:05|(Мф. 26:5)]]. Собрание это было собранием так называемого Синедриона, т. е. высшего суда у Евреев [[new:mf:05:22|(Мф. 5:22)]], но не обыкновенное, каковые всегда происходили в здании при храме, а особенное, тайное. Синедрион, это было высшее судилище у них в Иерусалиме. (О нем чит. в объясн. [[new:lk:09:22|Лк. 9:22]]) Каиафа, это было прозвание или фамилия первосвященника, имя же его было Иосиф. Первосвященство получил Каиафа за 25 л. до Рождества Христова, и в 36 году сменен Иоанафаном, сыном своего предшественника и тестя Анны или Анана. (Флав.) Сказано: **первосвященники** (архиереи), потому что тут разумеются бывшие прежде первосвященниками, так как в последнее время у Евреев часто менялись первосвященники. Св. Златоуст замечает при этом: «предпринимая дела беззаконные, идут к первосвященнику, надеясь получить дозволение там, где надлежало бы ожидать препятствий». Враги Господа первосвященники и книжники уже давно желали и искали смерти Его; теперь же в этом собрании они решительно положили предать Его смерти. Народ любил Иисуса Христа, еще так недавно самым торжественным образом встречал Его при входе в Иерусалим, как Мессию своего. Посему понятно опасение врагов Христовых, – **боялись народа** (бояхуся людей), чтобы не сделалось народного возмущения, и решение взять Его хитростию, тихонько от народа. //Не в праздник// [[new:mf:26:05|(Мф. 26:5)]]: так как к празднику Пасхи стечение народа в Иерусалиме бывает громадное, до двух миллионов человек. Синедрион боялся, что народ вступится за Господа. Боялися и того, чтобы смерть Иисуса Христа не сделалась общеизвестною, если убьют Его в праздник: врагам Господа хотелось истребить и самую память о Нем. А между тем смерть Господа, по премудрым Божественным планам, должна произойти именно в праздник Пасхи, когда воспоминалось освобождение евреев от рабства Египетского, что было прообразом искупления рода человеческого от власти диавола, и когда заколался Агнец пасхальный, что и прообразовало искупительную смерть Господа [[new:1kor:15:03|(1 Кор. 15:3)]]. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа** См. Толкование на [[new:lk:22:01#lopuxin_ap|Лк. 22:1]] [<10>]