[<10>] ====== Толкования на Лк. 22:24 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим** См. Толкование на [[new:lk:22:21#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 22:21]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Бысть же и пря в них, кий мнится их быти болий** Сказания об особом наставлении Господа Апостолам относительно смиренномудрия или смирения на Тайной вечери нет у прочих Евангелистов, оно находится только у еванг. Луки. И прежде не раз занимала учеников Христовых мысль: **кий мнится их быти болий** (кто из них должен почитаться большим), //в царстве небесном// ([[new:lk:09:46|Лк. 9:46;]] [[new:mf:18:01|Мф. 18:1]] и дал, [[new:mf:20:20|20:20]] и дал.)? На тайной же вечери возникла она по случаю указания на предательство Иудино (Мих.). Блаж. Феофилакт так объясняет повод, как возникла в Апостолах мысль и даже произошел спор о том, кто из них должен быть больше в царстве Христовом. При указании Господом предателя «вероятно один из них говорил другому: ты хочешь предать, а сей тому: нет, ты; отсюда пришли к тому, что начали говорить: я лучше, я больше и подобное.» Апостолы до сошествия Св. Духа на них, до обновления чрез Него, не чужды были человеческих заблуждений. Поэтому царство небесное или Христово они понимали в смысле земного царства, которое будто учредит на земле Господь, как Мессия, какого царства неправильно ждали от Мессии все иудеи (Чит. объясн. [[new:lk:09:46|Лк. 9:46]]). Св. Златоуст так пишет относительно бывших недостатков Апостолов: «Никто не должен смущаться, видя Апостолов столь несовершенными, ибо крест еще не совершился, благодать Духа еще не была им дана. Если же хочешь познать добродетель их, то смотри на их последующую жизнь, и увидишь, что они были выше всех страстей». К просьбе о высших местах могло расположить Апостолов Иакова и Иоанна и то обстоятельство, что они видели себя в большей чести пред другими у Господа (Злат.). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим** О споре учеников за первенство свидетельствует только евангелист Лука. По изъяснению блаженного Феофилакта, апостолы перешли к спору о первенстве вполне естественно, начав с обсуждения вопроса, кто может явиться предателем Господа. Конечно, апостолы спорили о первенстве в Царстве Небесном (см. [[new:mf:18:01|Мф.18:1]]). Впрочем, некоторые толкователи утверждают, что это был спор о том, кому сидеть ближе к Христу за вечерею, и что сам спор происходил перед тем, как садились за стол. Подробнее об этом см. комментарии к [[new:in:13:start|Ин.13]]. [<10>]