[<10>] ====== Толкования на Лк. 22:31 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу** Что значит: **"сеять"**? Водить, обводить, колебать, двигать, по­трясать, терзать, как бывает с веществами, просеваемыми чрез решето; но Я, говорит, не допустил, зная, что вы не можете перенести искушения, потому что, выражение: //"чтобы не оскудела вера твоя"//, показывает, что если бы Христос допустил, то вера его оскудела бы. Если же Петр, пламенно любивший Христа, многократно отдававший душу свою за Него, всегда выступавший пер­вым из лика апостолов, ублажаемый Учителем и названный Петром за то, что имел непоколебимую и неизменную веру, был бы низложен и отпал бы от исповедания, если бы Христос попустил диаволу искусить его, как тот хотел, то кто другой может устоять без Его помощи? Поэтому и Павел го­ворит: //"и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести"// [[new:1kor:10:13|(1Кор. 10:13)]]. **//О расслабленном, спущенном через кровлю; и о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом.//** ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу** Понадеясь, вероятно, на успех над несчастным предателем, дух тьмы простер теперь нелепые надежды свои до того, что, по свидетельству Самого Богочеловека, дерзнул у Верховного Правителя судеб человеческих просить позволения **«сеять»** и прочих учеников Христовых **«яко пшеницу»**, то есть иметь к ним доступ со всеми возможными для него искушениями. Другое выражение, употребленное Спасителем при указании на это адское прошение, показывает, что духу тьмы, в настоящем случае, действительно попущено было Премудростью Божьей сделать в отношении к апостолам нечто подобное тому, что дано было ему сделать над Иовом, то есть поставить их в особенно затруднительные и особенно опасные для веры и добродетели обстоятельства. Ибо Спаситель говорит, что Он молился, чтобы при этом адском веянии не оскудела вера Петрова и чтобы он, восстав от падения сам, утвердил колеблющуюся братию; но нисколько не показывает, чтобы плодом и даже предметом молитвы Его было удаление самого веяния, устранение самых искушений и соблазнов. Не погрешим, если к этому тайному искушению учеников отнесем открывшийся теперь между ними и такой неуместный и безвременный спор о первенстве. **//Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== Ст. 31-32 **И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих** Самое главное у христианина – вера в Бога. Потеряв веру – потерял все... Как бы тяжко ни пал христианин, но если он сохранил твердую веру в Бога, он чистосердечно покается в своих грехах и обратится к Богу. А без веры дойдет до дна падения и не встанет. Скорби самые тяжкие за Церковь Божию не доводят до отчаяния, так как мы верим, что врата ада не одолеют Церкви Христовой. Смерть подойдет – не убоимся, потому что верим, что и по смерти будем живы и с Богом. Вера в Бога – фундамент всей жизни нашей. //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Прп. Макарий Великий ===== Ст. 31-32 **И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих** У христиан — свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное — христиане, иное — миролюбцы; между теми и другими расстояние велико. Ибо обитатели земли, чада века сего уподобляются **пшенице**, всыпанной в решето земли сей, и просеваются среди непостоянных помыслов мира сего, при непрестанном волнении земных дел, пожеланий и многосплетенных вещественных понятий. Сатана сотрясает души, и решетом, то есть земными делами, просевает весь грешный род человеческий. Со времени падения, как преступил Адам заповедь, и подчинился лукавому князю, взявшему над ним власть, непрестанными обольстительными и мятущимися помыслами всех сынов века сего просевает, и приводит он в столкновение в решете земном. Как пшеница в решете у просевающего бьется, и взбрасываемая непрестанно в нем переворачивается: так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, гнусным пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя, смущая, уловляя весь грешный род Адамов. И Господь предсказал Апостолам будущее на них восстание лукавого: «**сатана просит вас, дабы сеял яко пшеницу: Аз же молихся**» Отцу Моему, «**да не оскудеет вера**» ваша. Ибо сие слово и определение, изреченное Создателем Каину явно: «//стеня и трясыйся//», в тревоге «//будеши на земли//» [[old:gen:04:12|(Быт. 4, 12)]], служит втайне образом и подобием для всех грешников; потому что род Адамов, преступив заповедь и соделавшись грешным, принял на себя втайне сие подобие. Люди приводятся в колебание непостоянными помыслами боязни, страха, всякого смущения, пожеланиями, многообразными всякого рода удовольствиями. Князь мира сего волнует всякую душу нерожденную от Бога, и как пшеницу, непрестанно вращающуюся в решете, разнообразно волнует человеческие помыслы, всех приводя в колебание, и уловляя мирскими обольщениями, плотскими удовольствиями, страхованиями, смущениями. И Господь, показывая, что последующие обольщениям и хотениям лукавого, носят на себе подобие Каинова лукавства, и обличая их, сказал: «//вы похоти отца вашего хощете творити, он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит//» [[new:in:08:44|(Иоан. 8, 44)]]. Посему, весь грешный род Адамов втайне несет на себе оное осуждение: стеня и трясясь, будете тревожимы в решете земли сеющим вас сатаною. Как от одного Адама распространился по земле весь род человеческий; так одна какая-то страстная порча проникла во весь грешный род человеческий, и князь злобы один в состоянии сеять всех непостоянными, вещественными, суетными, мятежными помыслами. И как один ветер может приводить в колебание и кружение все растения и семена; и как одна ночная тьма распростирается над целою вселенною: так князь лукавства, будучи некою мысленною тьмою греха и смерти, каким-то сокровенным и жестоким ветром, обуревает и кружит весь на земле человеческий род, непостоянными помыслами и мирскими пожеланиями уловляя человеческие сердца, тьмою неведения, ослепления и забвения наполняет всякую душу нерожденную свыше, и мыслию и умом непреселившуюся в иной век, по сказанному: «//наше же житие на небесех есть//» [[new:fil:03:20|(Фил. 3, 20)]]. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 5.**// ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу** В Евангелии читаем, как Господь говорил апостолу Петру, что **сатана просит, дабы сеял вас, яко пшеницу**. А когда пшеницу просевают в решете, то бросают из края в край, или вертят кругом, так что пшеница сама уже кружится в решете несколько времени. Если бы врагу допущено было искушать всех по его желанию, то он всех бы перекружил. Но Премудрый и Всеблагий Господь попущает врагу искушать каждого только по мере сил, а не выше сил. **//Письма.//** ===== Прп. Серафим Саровский ===== Мы всегда должны быть внимательны к нападениям диавола, ибо можем ли надеяться, что он оставит нас без искушения, когда не оставил Самого Подвигоположника нашего и Начальника веры и Совершителя Господа Иисуса Христа? Сам Господь Апостолу Петру сказал: **Симоне, Симоне, се, сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу**. Итак, мы должны всегда во смирении призывать Господа и молить, да не попустит на нас быть искушению выше силы нашей, но //да избавит нас от лукаваго// [[new:mf:06:13|(Мф. 6, 13)]]. Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, яко мельничный жернов пшеничное зерно. //**Поучения.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу** Вот завистник наш пускается иногда на какие искушения: он силится как бы по воздуху разметать наши святые и добрые мысли, иногда с большим трудом собранные; вырвать из сердца веру и рассыпать ее на все четыре стороны, чтобы, веровав, мы не спаслись. И как заметен бывает в нас часто след темной силы, усиливающейся разрушить в нас всякое добро: в самые важные, решительные минуты веры это святое чадо неба иногда вырывается из нашего сердца; ищем его и – к посрамлению своему – не находим. Иногда непонятная недоверчивость к самому себе во время богослужения или при совершении треб и ощущаемое при этом чувство смущения и боязни необыкновенно стесняют душу, останавливая правильное действие рассудка и приводя в трепет сердце – до того, что слова замирают на устах. Это – тоже след сатаны. Бог есть Бог мира и спокойствия. Кто ж за меня помолится, чтобы не оскудела вера моя при таких искушениях? Божественный Спасителю! Якоже о Петре молился Ты, да не оскудеет вера его, тако и во мне, Господи, возгревай веру Твою по бесприкладной благости Твоей и утверди, утверди ее и во мне, да не исхожу всегда посрамлен от лица Твоего, да не наведу соблазна людям Твоим и да не погублю некие от них своею нетвердостию в вере. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу** См. Толкование на [[new:lk:22:28#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 22:28]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 31-32 **Рече же Господь: Симоне, Симоне, се, сатана просит вас, да бы сеял, яко пшеницу: Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя: и ты некогда обращься утверди братию твою** Об этом обстоятельстве повествуют все евангелисты, только с некоторым различием, особенно в отношении ко времени его: так по Евангелиям св. Матфея и Марка оно было высказано Господом после тайной вечери, а по Евангелиям Луки и Иоанна, во время вечери. Для объяснения этого разноречия некоторые полагают, что предсказание было повторено ([[new:mf:26:30|Мф. 26:30,]] [[new:mf:26:31|31]]; [[new:mk:14:26|Мк.14:26]] и дал; [[new:in:13:36|Ин. 13:36-]][[new:in:13:38|38]]). **Се сатана просит** (просил) и пр. Здесь Господь указывает, что Апостолам, особенно же отличающемуся пылкостию и самонадеянностию, Петру предстоят великие козни со стороны злого духа, о которых Он прежде не говорил им. **Просил**. Так точно просил сатана относительно многострадального Иова ([[old:iov:01:start|Иов. гл. 1]] и [[old:iov:02:start|2]]). **Дабы сеял вас**, (как) **пшеницу**, т. е. волновал, мутил своими кознями: и прельщениями, и бедствиями, и смущениями и т. п. Обыкновенно, когда сеют или очищают пшеницу в решете, то она тут кружится, как бы волнуется; таким образом под сеянием здесь изображается искушение, которому диавол намерен подвергнуть веру или вообще религиозно-нравственное состояние Апостолов, а это грозило им большею нравственною опасностию. **Аз же молихся о тебе** (о Петре) и пр. Господь сказав о предстоящих Апостолам искушениях, в то же время успокоивает их, – говорит, что Он сохранит их среди искушений Своею всесильною молитвою. Хотя опасность со стороны сатаны грозила всем, но Господь говорит, что Он молился о Петре, как равно и с самым предсказанием об искушении Он обратился к Петру: **Симоне**, **Симоне** и пр. Это – потому, что так как апостол Петр был более пылкий и решительный, то ему более всех других грозила опасность, и Господь предвидел, что он падет – отречется от Него, но, падши, и востанет и сделается крепче в вере, так что и других будет удерживать и укреплять в ней. **Да не оскудеет вера твоя**. Тут разумеется и религиозная вера, – эта основа всей нравственной устойчивости человека, и верность, преданность Апостола, как ученика своему Учителю. В этой вере содержится сила противостоять всякому искушению и всякому испытанию со стороны духа злобы. Если эта вера ослабеет, то окончательное падение неизбежно (Мих.). Блажен. Феофилакт так толкует слова Господа относительно искушения и веры ап. Петра: «хотя он и поколеблется несколько, но в нем сохранятся семена веры, и хотя дух искуситель потрясет листья, но как корень жив, то и вера не оскудеет». **Некогда обращься** (обратившись). Эти слова прямо указывают, что ап. Петр падет – отречется от Христа, но в тоже время и востанет, – раскается в своем падении, снова обратится к Господу. **Утверди братию твою**. Это значит, что ап. Петр обращением своим после падения утвердит в вере **братию** свою, т. е. прочих Апостолов, которые подвергнутся искушению и тоже ослабеют. И известно, как ап. Петр после падения горько оплакивал свой грех и как впоследствии после раскаяния утверждал в вере и силе духа Апостолов. В книге Деяний повествуется, что он, особенно в начале, был первым деятелем в распространении веры Христовой и защитником ее, напр, при сошествии Св. Духа, исцелении хромого, крещении язычников и т. п. По Евангелию Матфея и Марка, в таких словах Господь предрекал об отречении Петровом: //говорит им// (Апостолам) //Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее// [[new:mf:26:31|(Мф. 26:31-]][[new:mf:26:32|32;]] [[new:mk:14:27|Мк. 14:27-]] [[new:mk:14:28|28)]]. //В нощь сию//, т. е. когда враги возьмут Господа и будут поносить и уничижать Его. //Соблазнитесь о Мне//, т. е. побоитесь исповедать Меня пред врагами Моими своим Господом и учителем, испугаетесь и оставите Меня; может быть, и самая вера ваша в Меня, как Мессию, несколько поколеблется, когда увидите Меня в уничижении; так как вы еще не ясно понимаете образ искупления мира Моими страданиями и смертию (Мих.). //Ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада//. Это – предсказание св. пророка Захарии об апостолах за 500 лет до события [[old:zah:13:07|(Зах. 13:7)]]. «Приводит Христос пророчество, замечает св. Златоуст, для того, чтобы показать, что Он распинается по воле Божией и что все, что совершится с Ним, есть дело Божия смотрения и издревле предвозвещено пророками». //Поражу// сказано от лица Божия и в том смысле, что иудеи распяли Иисуса Христа по допущению Бога Отца. Бог Отец мог воспрепятствовать им, но не воспрепятствовал, а допустил, потому и говорится, что поразил». (Феоф.) //Пастыря//. Господь Иисус Христос, как Спаситель, есть Пастырь для всех Своих верующих: //Я Пастырь добрый//, сказал Он Сам о Себе [[new:in:10:11|(Ин. 10:11)]]. //Овцы стада//. Все верующие во Христа суть овцы Его стада, т. е. ученики, последователи Его, члены церкви Его; но здесь разумеются только одни Апостолы. Пророческое предсказание относилось только к ним. //По воскресении жe Моем, Я предварю вас в Галилее//. «Предсказав Апостолам печальное, Господь предсказывает и одобрительное и утешительное» (Злат.). Он говорит, что явится им в Галилее, следовательно, если и умрет, то воскреснет, а по воскресении явится, и успокоит и укрепит Своих Апостолов. Так Господь и сделал. (Чит. [[new:mf:28:16|Мф. 28:16]]; [[new:in:21:01|Ин. 21:1,]] [[new:in:21:23|23]]). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу** Предсказание об отречении апостола Петра евангелист Лука излагает в оригинальной форме, не руководясь ни Евангелием Марка, ни Евангелием Матфея, и затем помещает его не на том месте, какое отведено ему в первых двух Евангелиях, т. е. относит не ко времени по выходе с вечери, а еще ко времени пребывания в горнице, где происходила вечеря. Думать (как еп. Михаил), что Господь не раз повторил изречение об отречении Петра, нет никаких оснований, и потому можно сказать, что евангелист Лука просто нашел нужным согласно плану, какой он имел в уме, поместить это предсказание раньше, чем первые два евангелиста. //«Сатана просил...//» Подобно тому как диавол некогда искушал Иова [[old:iov:01:start|(Иов.1–2)]], он просил разрешения у Бога преследовать разными испытаниями и апостолов, чтобы поколебать их верность Христу. Действие сатаны в этом случае Христос уподобляет действию земледельца, который просеивает посредством решета пшеницу, чтобы отделить ее от плевел. [<10>]