[<10>] ====== Толкования на Лк. 22:42 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет** См. Толкование на [[new:lk:22:39#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 22:39]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **глаголя: Отче, аще волиши мимонести чашу сию от Мене: обаче не Моя воля, но Твоя да будет** Под чашею здесь разумеются предстоявшие Господу страдания. Выражение пить чашу нередко употребляется в Священ. писании для обозначения страданий [[old:is:51:17|(Ис. 51:17;]] [[old:ps:074:09|Пс. 74:9;]] [[new:in:18:11|Ин. 18:11;]] [[new:mf:20:22|Мф. 20:22)]]. Образ заимствован от обычая древних восточных царей – посылать иногда осужденным на казнь чашу с ядом. Таким образом эти слова молитвы Господа имеют следующий смысл «Если бы возможно было, чтобы мир спасен был и правосудие Твое, Отец Мой Небесный, удовлетворено было без Моих крестных страданий и смерти, который так тягостны для Моей человеческой природы, то Я молил бы Тебя избавить Меня от этих страданий. Но так как мир не может быть спасен без таковой искупительной жертвы, потому что в предвечном совете премудрость Твоя нашла необходимым именно это средство к его спасению, то **да будет воля Твоя**, т. е. пусть будет не так, как Я хочу по Своей человеческой природе, но как хочешь Ты, Премудрый и Всеблагий, – **не Моя воля, но Твоя да будет**.» Св. Златоуст пишет: «Господь просит избавить Его от смерти, показывая Свое человечество и немощь природы, которая не может без страдания лишиться настоящей жизни. Господь молится, чтобы научить нас просить об избавлении от бедствий, но если это будет невозможно, то с любовью принимать угодное Богу. Потому Он и сказал Богу Отцу: //не якоже Аз хощу, но якоже Ты// [[new:mf:26:39|(Мф. 26:39)]]». «Если и с нами случится искушение, поучает один из наших архипастырей, станем пред изображением молящегося Господа, посмотрим на чашу, исходящую свыше, повергнемся в прах пред Отцом небесным и скажем Ему словами Единородного: да мимо идет и от нас чаша сия; однакоже не как мы хощем, но как Ты: да будет воля Твоя! И Отец небесный услышит молитву нашу, как услышал Он моление Единородного, и спокойствие совести, тишина сердца будет для нас вместо ангела укрепляющего!» //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет** Согласно первым двум евангелистам, Господь молился трижды. Евангелист Лука обобщает эти три молитвы в одну. //«О, если бы Ты благоволил...»// В греческом тексте мы имеем неоконченную мысль – одно только условие: «если хочешь пронести чашу эту мимо Меня:» (εἰ βούλει). Заключения или главного предложения нет. Некоторые толкователи добавляют здесь: //«то пронеси!»//. Но лучше не прибавлять ничего, ясно, что моментально вспыхнувшее в душе Христа желание спасения сейчас, не успев оформиться, отступило назад пред новым более глубоким чувством преданности Отцу (ср. [[new:lk:19:42|Лк.19:42]]):// «впрочем не Моя воля...»// [<10>]