[<10>] ====== Толкования на Лк. 22:43 ====== ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его** Заметь, что главу об укреплявшем Господа ангеле, которая находится в Евангелии от Луки, пересказывает и великий Дионисий и что не письменно, а скорее всего тайно, сокровенно это было передано ему и святому Тимофею апостолом Павлом, ибо его проповедь записал Лука. Обнаруживается же то, что как будто тайно он это узнал, из его слов: «что явлено нашими священническими преданиями». <...> Иначе. Главу об укрепившем Его ангеле нужно воспринимать не вопреки толкованию святого Писания, ибо это мыслится применительно к плоти. И в другом ведь месте Евангелие говорит, что после искушений «//ангелы приступили и служили Ему//» [[new:mf:04:11|(Мф. 4:11)]], что Он «//утрудился от пути//» [[new:in:04:06|(Ин. 4:6)]] и что Он «//взалкал//» [[new:mf:04:02|(Мф. 4:2)]]. Все ведь это показывает, что Он воспринял в Себя совершенного человека вместе с его страданиями. Но кто-нибудь спросит: «Какая была надобность в ангеле, когда тут было Божество?» Мы отвечаем, что Бог чаще всего через ангелов чудодействует, об этом и все божественное Писание говорит. //**Комментарии к сочинениям святого Дионисия.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его** См. Толкование на [[new:lk:22:39#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 22:39]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Явися же Ему Ангел с небесе, укрепляя Его** Так тяжки были страдания Спасителя в саду [[new:lk:22:40|(Лк. 22:40)]], что человеческая природа Его нуждалась в небесной помощи, и Отец Его Небесный посылает Ему, как возлюбленному Своему Сыну, в это тяжкое для Него время эту свою помощь – посылает Ангела, который не только ободрял, но и укреплял бы Его. Так Отец Небесный не попускает никому искушаться более, нежели кто сколько может понести [[new:1kor:10:13|(1 Кор. 10:13)]]. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его** О явлении Ангела, укреплявшего Христа во время молитвы говорит один евангелист Лука((Некоторые критики евангельского текста считают стихи 43–44 вставкой, так как их не имеется во многих древних кодексах и, между прочим, в одной из древнейших рукописей – сирско-синайском переводе Евангелия. Но о существовании этого места знает уже Иустин мученик и другие древние отцы Церкви. В 1901 г. знаменитый Гарнак, разбирая это место, высказался за подлинность этих стихов. Справки о подлинности этого места см. у Тишендорфа в 8-м изд. Нового Завета, с. 694–696.)). Это было, несомненно, внешнее явление, как показывает прибавление: «**с небес**». Ангел укреплял духовные силы Христа, о чем, конечно, и молился Отцу Своему Христос, потому что на самом деле душевные муки Его в эти часы были чрезвычайны((На вопрос: чем укреплял Христа Ангел, Квандт отвечает: «Прежде всего, уже самим своим появлением. Для Спасителя чрезвычайно утешительно было увидеть около Себя вестника с неба в те минуты, когда ему грозили силы ада. Так царь, изгнанный из своего царства, с отрадой смотрит на пришедшего к нему своего подданного. Затем, Ангел мог приводить Христу на память все пророчества Ветхого Завета, в которых указывалось на то, что Мессия должен пострадать, для того чтобы могла исполниться воля Божия о спасении человечества: Наконец, Ангел мог указывать Христу и на Его будущее вознесение, которое должно было иметь место на той же самой горе, где Христос в настоящий момент пребывал в состоянии крайнего душевного удручения.»)). [<10>]