[<10>] ====== Толкования на Лк. 22:47 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 47-53 **Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его. Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы** Иуда идущим на Иисуса поставил знаком поцелуй, но чтобы они не ошиблись по причине ночи, указал не издалека. - Чтобы Иисус не скрылся, для сего они приходят с фонарями и светильниками. - Что же Господь? Он допускает к Себе с этим вражеским поцелуем. И громовые стрелы не просыпались в неблагодарного и коварного! Так, Спаситель учит нас незлобию в таких обстоятельствах. Он с укоризной говорит только:// "Иуда! целованием ли предаешь?"// Ужели не устыдишься самого вида предательства? Зачем к дружескому поцелую примешиваешь предательство, дело вражеское? Да и кого предаешь? //"Сына Человеческого"//, то есть смиренного, кроткого, снисходительного, вочеловечившегося ради тебя, и притом истинного Бога. Говорит это потому, что до последнего времени пламенел к нему любовью. Поэтому не обидел его, не назвал его бесчеловечным и крайне неблагодарным, но назвал его собственным именем: "//Иуда//". И не упрекнул бы, если бы и это не служило к его улучшению, в случае его желания. Ибо Он сделал это и, по-видимому, упрекнул для того, чтоб Иуда не подумал, что Он укроется, но чтобы, по крайней мере, теперь, признав Его Владыкой, как Всеведущего, припал к Нему и раскаялся. Господь знал, что Иуда неисправим, однако же, творил Свое, подобно как и Отец Его творил в Ветхом Завете; знал, что евреи не послушают, однако же, посылал пророков. А вместе и нас научает сему самому, именно: чтоб мы не оскорблялись при исправлении падающих. - Ученики воспламеняются ревностью и извлекают мечи. Откуда они имели их? Им естественно было иметь их, так как они пред этим закалали агнца и вышли из-за стола. Но горячий Петр получает упрек, потому что употребил ревность вопреки намерению Господа. Тогда как прочие спрашивают, не ударить ли нам, он не ожидает одобрения (как везде он был горяч за Учителя!), но ударяет раба первосвященникова и отсекает ему правое ухо. Это сделалось не случайно, но в знак того, что первосвященники тогдашние все сделались рабами и потеряли правильный слух. Ибо, если бы они слушали Моисея, не распяли бы Господа славы [[new:in:05:46|(Ин. 5, 46)]]. Иисус приставляет ухо; ибо великой силе Слова прилично исцелять непокорных и давать им ухо для слышания. Иисус совершает чудо для того, чтобы сим видимым чудом над ухом показать Свое незлобие и, по крайней мере, чудом навести их на мысль удержаться от бешенства. - Говорит первосвященникам и "//начальникам//" храма, то есть распорядителям, поставленным для удовлетворения требований священников; или начальниками называет тех, коим вверялись дела по постройке и украшению храма. Говорит им: всякий день учил Я в храме, и вы не хотели взять Меня, а теперь пришли как на разбойника. Впрочем, вы предпринимаете поистине дела ночи, и власть ваша есть власть тьмы. Поэтому вы точно выбрали такое время, которое прилично и вам, и делу, которое вы предпринимаете. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Еще же Ему глаголющу, се, народ, и нарицаемый Иуда, един от обоюнадесяте, идяше пред ними, и приступи ко Иисусови целовати Его. Сие бо бе знамение дал им: Егоже аще лобжу, Той есть** Об этом обстоятельстве еванг. Лука повествует согласно с еванг. Матфеем [[new:mf:26:47|(Мф. 26:47-]][[new:mf:26:56|56)]], и Марком [[new:mk:14:43|(Мк. 14:43-]][[new:mk:14:50|50)]], но с некоторыми подробностями, которые пополняют сказания их. **Еще Ему глаголющу** (когда Он, т. е. Иисус Христос говорил) Своим ученикам, именно упрекал их в неблаговременном сне [[new:mf:26:46|(Мф. 26:46)]], **се** (появился) **народ и нарицаемый Иуда** и пр. Иуда знал, что теперь самое удобное время предать Учителя, потому и привел в сад воинов и слуг архиерейских, чтобы взять Его. У еванг. Матфея и Марка о народе сказано, что его было //множество//, и он пришел //с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин// иудейских[[new:mf:26:47|(Мф. 26:47;]][[new:mk:14:43|Мк. 14:43)]]. Это были частию воины, которые на время праздника Пасхи назначались к вратам храма, для предупреждения беспорядков при многолюдстве, и частию всегдашние особые стражи при храме. Первосвященник Каиафа, по всей вероятности, просил Пилата дать ему воинов, представляя, что он намерен взять ложного Мессию, опасного для Римской власти. Воины были вооружены //мечами//, а прочие чем попало, напр, //кольями// и т. п. Тут, по всей вероятности, как это видно из [[new:lk:22:52|(Лк. 22:52)]], были и сами некоторые из первосвященников, т. е. не из архиереев, а из главных священников, и народных старейшин (о них чит. в объясн. [[new:lk:22:02|Лк. 22:2]]). От нетерпеливости скорее иметь в своих руках ненавистного им человека, прикрываемые темнотою ночи, некоторые из них лично с толпою явились в сад, чтобы увериться своими глазами в деле и чтобы своим присутствием воодушевлять своих рабов. (Мих.) (О соглашении Иуды на предательство Господа чт. в [[new:lk:22:02|Лк. 22:2]] и дал.). **И приступи ко Иисусови целовати Его**. Иуда предатель **дал знак** (знамение) **им**, т. е. воинам и архиерейским слугам конечно потому, что иные из них не знали Господа в лицо и знавшие могли ошибится ночью, да еще в саду. **Кого поцелую** (егоже аз лобжу). Так коварный Иуда злоупотребил знаком дружества и любви, – самых святых и чистых чувств человека! //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 47-53 **Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело,сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его. Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы** История взятия Христа воинами в целом примыкает к повествованию об этом евангелиста Марка [[new:mk:14:43|(Мк.14:43–52;]] ср. [[new:mf:26:47|Мф.26:47–56)]]. //«Иуда! целованием ли...»// (стих 48) Этот вопрос по существу сходен с вопросом, сохранившимся в Евангелии Матфея ([[new:mf:26:50|Мф.26:50]]; евангелист Марк совсем опускает обращение Христа к Иуде). Господь указывает Иуде на то ужасное противоречие, какое заключается между его действием внешним – поцелуем, который должен свидетельствовать, кажется, о любви Иуды ко Христу, и внутренней целью прихода Иуды – намерением предать своего Господа. При этом Господь называет Себя //«Сыном Человеческим»,// т. е. Мессией, показывая этим Иуде крайнюю гнусность его поступка, так как, предавая Мессию, он этим самым идет против заветных чаяний своего народа. //«Не ударить ли нам мечом?//» (стих 49). Этот вопрос сохранен только в Евангелии Луки. Точно так же только один евангелист Лука говорит и об исцелении уха у раба первосвященникова (стих 51). Это сообщение некоторыми критиками считается позднейшей вставкой на том основании, что, собственно говоря, не было времени для разговора Христа с учениками о том, нужно ли прибегнуть к самозащите, и для исцеления раба. Указывают также на то, что в некоторых древних кодексах Евангелия от Луки это место опущено (например, у Маркиона). Но против такого возражения можно указать на то, что, по свидетельству евангелиста Иоанна, взятие Христа воинами совершилось не сразу: воины были сильно испуганы заявлением Христа:// «это Я»//[[new:in:18:06| (Ин.18:6)]], и, следовательно, могло найтись достаточно времени для упоминаемых в Евангелии от Луки обстоятельств, случившихся в это время. А что касается отсутствия этого места в некоторых древних кодексах, то это обстоятельство не имеет никакого значения ввиду того, что огромное количество древних кодексов заключают в себе это место (см. Тишендорф, 8-е изд.). //«Оставьте, довольно»// (стих 51). Этими словами Господь отвечает на вопрос //«бывших с Ним»//, т. е. учеников (стих 49), и выражает Свое нежелание, чтобы Его защищали оружием. То, что здесь действительно содержится ответ Господа на вопрос учеников, видно из греческого текста, где вместо «//сказал//» (стих 51) стоит «отвечая, сказал» (ἀποκριθεὶς δὲ ὁ Ἰησοῦς εἶπεν). //«Исцелил его»//, т. е. ухо, может быть, уже совсем отсеченное, будучи приставлено на свое место, тотчас же приросло. //«Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам»// (стих 52). О присутствии этих лиц говорит один евангелист Лука. Критика опять считает и эти слова неподлинными, так как будто бы неестественно было самим представителям иудейской иерархии идти с воинами для взятия преступника и так как в Евангелии Иоанна прямо сказано, что Иуда взял только слуг и воинов от первосвященников[[new:in:18:03| (Ин.18:3)]], следовательно, сами первосвященники в Гефсиманию не ходили. Но все эти соображения не имеют силы. Первосвященники могли стоять сзади, скрываясь за воинами, чтобы в случае нужды ободрить их к действиям. По крайней мере, из дальнейших слов Христа (стих 53) ясно видно, что тут были не только слепые исполнители воли первосвященников, но и сами эти враги Христа. //«Но теперь ваше время и власть тьмы»// (стих 53). Этими словами у евангелиста Луки заменены слова Христа, приводимые евангелистом Марком: //«но да сбудутся Писания»// [[new:mk:14:49|(Мк.14:49)]]. Здесь Господь разъясняет, почему они не брали прежде во время Его ежедневного пребывания в храме. Этот ночной час ваш как бы так говорит Христос этот час как нельзя лучше благоприятствует вашему намерению, которое боится дневного света, и власть, которой в настоящей час вы действуете, есть власть тьмы, т. е. только благодаря тьме вы осмелились на такой решительный шаг в отношении Меня. Видеть здесь указание на тьму духовную или на власть диавола – нет оснований... [<10>]