[<10>] ====== Толкования на Лк. 22:54 ====== =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение XXXVIII.// Почему один Иоанн не вспомнил поцелуя, которым произошло предательство? Почему когда прочие [евангелисты] рассказали, что одновременно с поцелуем Иуды схватили иудеи Господа, Иоанн не так [говорит], но что спросил [Иисус]: «Кого ищете?» и опрокинул навзничь их и прочее по порядку написал [[new:mf:26:50|(Мф. 26:50]]; [[new:mk:14:46#prp_isixij_ierusalimskij|Мк. 14:46]]; [[new:lk:22:54|Лк. 22:54]]; [[new:in:18:04|Ин. 18:4)]]? //Разъяснение// см. [[new:mf:26:50#prp_isixij_ierusalimskij|Мф. 26:50]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 54-62 **Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал** Петр, по предсказанию Христову, оказался слаб и отрекся от Владыки Христа не однажды, а трижды, и отрекся с клятвой, ибо Матфей говорит: //"Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека"// [[new:mf:26:74|(Мф. 26, 74)]]. Может быть, им овладела такая робость, и он на некоторое время оставлен был за его дерзновение, как бы в научение, чтоб он и к прочим был снисходителен. Ибо он был очень дерзновенен, и если бы не уцеломудрился этим обстоятельством, то во многом поступал бы самовластно и без снисхождения. Но тогда он впал в такой ужас, что не почувствовал бы и падения, если бы Господь, обратясь, не взглянул на него. О благость! Сам находится под осуждением, а заботится о спасении ученика. И справедливо. Ибо самое осуждение Он переносил для спасения человеческого. - Сначала ученик отрекся, потом петух запел. Тот снова отрекся, даже до трех раз, и петух опять запел в другой раз. Так точно и подробно описывает Марк [[new:mk:14:start|(гл. 14)]] и передает это как узнавший от Петра, ибо он был его учеником. А Лука, поскольку о сем сказано у Марка, сказал кратко, не входя в подробности. И слова Луки не противоречат тому, что сказал Марк. Ибо петух имеет обычай и за каждый прием петь раза два или три. Итак, Петр был приведен человеческой немощью в такое забвение, что не пришел в чувство и от пения петуха, но и после того, как петух пропел, снова отрекся, и еще раз, доколе благостный взгляд Иисуса не привел его в память. -// "И, выйдя вон, горько заплакал"//. Марк говорит, что Петр вышел и после первого отречения[[new:mk:14:68| (Мк. 14, 68)]]. Потом естественно было ему снова войти, чтобы не подать большего подозрения, что он был Иисусов. Когда же снова пришел в чувство, тогда уже выходит и горько плачет. А чтобы не быть замеченным от находившихся во дворе, выходит тайно от них. - Некоторые, не знаю почему, слагают безумную защиту в пользу Петра, дерзко говоря, что Петр не отрекся, но сказал: я не знаю Сего "//человека//", то есть знаю не как простого человека, но как Бога, сделавшегося Человеком. Этот безумный довод оставим другим. Ибо они Господа представляют лживым, противоречат связи евангельской речи и никак не смогут согласить порядок повествования. Да и о чем Петру плакать, если он не отрекся? ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Емше же Его ведоша и введоша Его во двор архиереов. Петр же вслед идяше издалеча** Об этом обстоятельстве еванг. Лука повествует точно так же, как и Матфей [[new:mf:26:58|(Мф. 26:58-]][[new:mf:26:69|69,]] [[new:mf:26:75|75)]] и Марк [[new:mk:14:54|(Мк. 14:54-]][[new:mk:14:64|64,]] [[new:mk:14:72|72)]], но только с некоторыми, пополняющими их сказания, особенностями. **Емше Его** (Иисуса Христа) **введоша Его во двор архиереов** (взяв Его, привели в дом первосвященника). Первосвященником был в то время Каиафа. У него, как председательствующего, был собран целый Синедрион, высший суд еврейский (о Синедрионе чит. в объясн. [[new:lk:22:02|Лк. 22:2]]) Он был собран для суда над Господом. (См. [[new:mf:26:59|Мф. 26:59]]; [[new:mk:14:53|Мк. 14:53]]) Это собрание было необыкновенное, каковые всегда происходили в здании при храме, а особенное, тайное – для совещания по особенному (экстренному), спешному делу. Оно и было устроено не по закону: созвано ночью, когда, по закону нельзя было разбирать уголовных дел, и еще накануне таких праздников, как Пасха. Но Синедрион спешил привести дело к концу, поэтому не счел нужным сообразоваться с законом. По сказанию еванг. Иоанна, Господа сначала повели к бывшему первосвященнику Анне, тестю Каиафы, который спрашивал Его об Его учениках и учении [[new:in:18:13|(Ин. 18:13,]] [[new:in:18:23|23)]]; а потом уже к Каиафе. Еванг. Матфей и Марк повествуют, что в заседании Синедриона, судьи //искали свидетельства на Иисуса// Христа, чтобы предать Его смерти, и не находили. //Ибо многие// свидетельствовали //на Него, но свидетельства сии не были достаточны. И некоторые вставши лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный//, и чрез //три дня воздвигну другой нерукотворенный. Но и такое свидетельство их не было достаточно//. Затем //первосвященник сказал// Иисусу Христу: //заклинаю Тебя Богом живым, скажи: Ты ли Сын Божий//? и когда Господь ответил: //Я// и при этом прибавил: вы //узрите Сына Человеческого// (Меня), //сидящего одесную силы// Божией //и грядущего на облаках небесных//, то при этих словах Каиафа, в негодовании, разодрав //одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство, как вам кажется//? Судьи же //все признали Его// виновным //смерти//. После сего Господь был отдан под стражу, до утра. **Петр же во след идяше издалеча** (следовал издали), у еванг. Матфея прибавлено: //чтобы видеть конец//, т. е. чем кончится суд над Господом. Еще так недавно ап. Петр обещал идти со Христом в темницу и на смерть, и пытался защищать Его даже мечем, а теперь боится идти по близости Его и следует только издали, – конечно, с целию, чтобы его не заметили. Так начинает сбываться предречение Христово об его отречении! //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 54-62 **Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал** Об отречении апостола Петра евангелист Лука передает согласно с Марком [[new:mk:14:54|(Мк.14:54,]] [[new:mk:14:66|66–72]]; ср. [[new:mf:26:58|Мф.26:58]], [[new:mf:26:69|69–75]]). Только евангелист Лука передает это как происходившее перед осуждением Христа на суде у первосвященника, тогда как согласно евангелисту Марку это случилось после осуждения. Вероятнее кажется здесь сообщение Луки. Вероятно, что сначала последовало отречение Петра, а потом уже осуждение Христа, так как едва ли такое осуждение могло быть произнесено ранее утра: членам Синедриона нужно было некоторое время для того, чтобы собраться в достаточном числе и чтобы как следует обсудить такое важное дело. //«Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра»// (стих 61). Согласно Евангелию от Луки, Господь находился на дворе первосвященника вместе с Петром, Он ожидал, когда Его поведут в синедрион. Он, по-видимому, сидел спиной к тому месту, где находился Петр, но, конечно, слышал разговор Петра со слугами, и, после того, как пропел петух, Он обратил Свой грустный взор на Петра. //«И этот был с Ним»// (стих 56). У евангелиста Марка сказано: //«и ты был с Иисусом Назарянином»// [[new:mk:14:67|(Мк.14:67)]]. Различие только в употреблении лица: здесь у Луки – третье лицо, а у Марка – второе. Наоборот, второе обращение (стих 58) евангелист Лука передает как прямое, а Марк [[new:mk:14:69|(Мк.14:69)]] – как косвенное, причем различно обозначены у обоих евангелистов и спрашивавшие лица: у Луки – мужчина, у Марка – женщина. [<10>]