[<10>] ====== Толкования на Лк. 23:1 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 1-5 **И поднялось всё множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места** Видимо противоречат истине. Ибо где Иисус воспретил платить подати, когда Он, напротив, повелел отдавать оные как должное? Именно Он так говорил:// "отдавайте кесарево кесарю"// [[new:lk:20:25|(Лк. 20, 25)]]. Как Он возмущает народ? Не доискивается ли Царства? Но этому никто не поверил. Ибо и тогда, когда народ хотел сделать Его царем, Он, узнав о сем, удалился[[new:in:06:15| (Ин. 6, 15)]]. Поэтому и Пилат, поняв клевету, открыто говорит: я не нахожу никакой вины в этом человеке. - По моему мнению, и самый вопрос, который он делает Христу, есть насмешка над клеветой. Ибо говоря: Царь ли ты Иудейский? - он насмехается над самим делом. Он говорит как бы так: Тебя, убогого, бедного, нагого, беспомощного, обвиняют в стремлении к царской власти. А это, как мы сказали, есть насмешка над обвиняющими в сем Иисуса, что они такого беспомощного и такого бедняка представляют себе замышляющим такое дело, для которого нужны и состояние, и помощники, а они, не имея ничего другого в подтверждение клеветы, употребляют в дело голоса и кричат против Бога Слова, "//Развращает//", - говорят, - то есть возмущает "//народ//", и не в одном частном месте, но начал от Галилеи и, пройдя чрез средину Иудеи, успел возмутить до сего места. Мне кажется, что они неспроста упомянули о Галилее, но с намерением привести Пилата в страх. Ибо галилеяне всегда таковы, мятежники и склонны к нововведениям, каков и Иуда галилеянин. О нем-то, кажется, они и напоминали Пилату, говоря как бы так: правитель, сравни Иуду галилеянина, который наделал много беспокойства римлянам, возмутив немалую часть народа. Таков же и Сей, Которого тотчас нужно истребить. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И воставше все множество их, ведоша Его к Пилату** Св. еванг. Лука повествует о суде над Господом у Пилата, Его распятии, смерти и погребении согласно с повествованиями об этом свв. Матфея [[new:mf:27:start|(Мф. гл. 27)]] и Марка [[new:mk:15:start|(Мк. гл. 15)]]; разница состоит лишь в том, что он вносит некоторые свои подробности, а их подробности опускает. В том обстоятельстве, что в суде над Господом участвовали не только иудеи, но и язычники, св. Златоуст видит указание на то, что оправдание, приобретенное Господом чрез Его осуждение, принадлежит как иудеям, так и язычникам. **Ведоша** (повели) **Его**, – Иисуса Христа, **к Пилату**. С тех пор как иудеи подпали под власть римского царя, у Синедриона (о Синедрионе чит. в объясн. [[new:lk:22:02|Лк. 22:2]]) было отнято право наказывать преступников смертию, без утверждения Римского правителя [[new:in:18:31|(Ин. 18:31)]]. Когда судили Иисуса Христа, тогда у иудеев правителем! был Понтий, по прозванию, Пилат. Он получил правление (прокураторство), иначе, игемонство от Римского императора Тиверия в 26 г. до Р. Хр. Прокураторы жили в Кесарии [[new:act:23:23|(Деян. 23:23)]], но на праздник Пасхи переселялись в Иерусалим, по случаю большого собрания народа. У еванг. Матфея тут повествуется о погибели Иуды предателя, но св. Лука, как и Марк, это опускают. По Евангелию Иоанна [[new:in:18:start|(Ин.гл.18)]], члены Синедриона, приведшие Иисуса Христа к Пилату с тем, чтобы он утвердил смертный их приговор Господу, //не вошли в преторию//, потому что боялись //оскверниться, а им надлежало// по вечеру заколоть и //есть пасху//, – пасхального агнца. //Пилат вышел// к ним вон //и сказал: "В чем вы обвиняете человека сего?» Они отвечали ему: Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе//.» Члены Синедриона, по всей вероятности, думали, что они делают великую честь Пилату своим появлением у претории, и что достаточно их одного слова, чтобы он исполнил их желание. Но Пилат, еще не слыша обвинения и не видя улик на Обвиняемого, сказал им: //возьмите Его вы и судите по вашему закону. Но иудеи//, т. е. судьи, сказали ему: //нам не позволено предавать смерти никого//. Тогда Пилат приступил к суду. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату** Следующая далее история суда над Христом у Пилата и Ирода почти всецело составлена самостоятельно евангелистом Лукой, только 3-й стих представляет собой повторение [[new:mk:15:02|Мк.15:2]]. //«Поднялось все множество их»//, т. е. все члены синедриона, только что покончившие с допросом Христа; //«и повели Его к Пилату»// (см. [[new:mf:27:02|Мф.27:2)]]. [<10>]